От России до Индии — один “МиГ”
В индийском городе Бангалор открылась ежегодная международная авиавыставка, где впервые представлен новый российский истребитель “МиГ-35”. Пока этот самолет существует в единственном экземпляре, но если он победит в конкурсе и Индия решит вооружить свои ВВС такими истребителями, начнется их серийное производство, причем не менее ста самолетов будут собраны по лицензии в самой Индии. Российские производители заработают на этом контракте от 6 до 9 млрд. долларов — если, конечно, индийцы выберут наш самолет.
Тендер еще официально не объявлен, но уже известно, что в нем намерены участвовать все лучшие современные самолеты: “F-16” и “F-18” последней модификации, Rafal, Eurofighter, Grippen.
Есть ли у “МиГ-35” шансы победить в такой драке?
Эксперты считают, что есть, и очень неплохие.
Впервые Россия показывает за рубежом самолет, который имеет радар с активной фазированной решеткой. Обывателю это ничего не говорит, но для авиатора такой радар открывает революционные возможности. Подобные радары сейчас установлены только на американских самолетах. Российские ВВС их не имеют.
Кроме того, на “МиГ-35” стоит двигатель повышенной тяги, новое оборудование, и по боевым и летным характеристикам он не уступает лучшим западным истребителям.
Помимо высокого уровня наш самолет привлекателен для индийских ВВС еще и тем, что их летчики привыкли летать на “МиГах”. В советское время заключались контракты на лицензионное производство “МиГ-21” и “МиГ-27”, которые составляют основу парка индийских ВВС. В 90-е годы индийцы закупили порядка 66 “МиГ-29”. А сравнительно недавно — в 2004 году — был заключен договор на поставку 16 палубных истребителей “МиГ-29К” для авианосца “Адмирал Горшков”, который Минобороны передало Вооруженным силам Индии.
“МиГ-29К” достаточно сильно отличается от старых “МиГ-29”, но близок к “МиГ-35”. Так что если индийцы выберут его, у них сложится унифицированный авиапарк и они сэкономят на обслуживании и обучении техников и пилотов.
Состязание лучших истребителей планеты — не единственный тендер, который проводит Индия. В ближайшее время будет объявлен конкурс на разработку десятитонного вертолета, в котором примет участие наша фирма Миля. Индийцы планируют закупить дополнительно партию вертолетов “Ми-17” и подводные лодки. Они уже купили шесть подлодок у французов и объявят еще один конкурс, в котором мы планируем участвовать с нашими подводными лодками класса “Амур”.
Танковый парк индийские военные планируют довести до 1000 машин (у них уже есть 310 наших машин “Т-90”). В стадии выполнения — контракт по реактивным системам залпового огня “Смерч”. Кроме всего прочего, будут объявлены конкурсы на модернизацию уже имеющегося вооружения — это отдельный лакомый кусок.
Сейчас, например, идет активная борьба за модернизацию истребителей “МиГ-29”: замена радара и установка нового двигателя, который будет производиться в Индии по лицензии. Свои “МиГ-27” индийцы решили обновлять самостоятельно, но что касается модернизации “МиГ-29”, то здесь российская сторона определенно имеет шансы на получение контракта.
Нюансы и подробности будущих соглашений будут обсуждаться на авиасалоне в Бангалоре. По сравнению со знаменитыми авиасалонами Фарнборо и Ле Бурже, Бангалор — это небольшая выставка регионального значения. Но если в Фарнборо и Ле Бурже мировая авиационная промышленность показывает все, что у нее есть замечательного, то в Бангалор привозят технику, которую реально рассчитывают продать.
Чистый прагматизм и никакой пыли в глаза.
* * *
Когда речь заходит о военно-техническом сотрудничестве с Индией, спецы оборонки выпрямляют спины и слегка надуваются. Российско-индийское военно-техническое сотрудничество — та сфера, где мы, безусловно, преуспели.
Примерно 40% вооружения и военной техники, которые продает Россия, покупает Индия. Приблизительно столько же покупает и Китай. Но там нет ощущения чистой победы в честном бою. С тех пор как китайское руководство задавило протестующих граждан на площади Тяньаньмэнь, ни США, ни Европа не продают Китаю оружие. Так что у китайцев уже много лет попросту нет выбора — вооружаться они могут только российской продукцией.
А у Индии выбор есть, и всякий новый контракт с российской стороной подписывается после тщательного взвешивания плюсов и минусов вооружения, предлагаемого нами и конкурентами.
Технологически нам, конечно, очень сложно тягаться с американцами и даже с французами. Но Индия любит нас за то, что у нас нет с нею политических противоречий. Они получают от нас современную технику, и без всяких политических условий.
Американцы прилагают сейчас огромные усилия, чтоб завоевать Индию в военно-техническом отношении. Индия хоть и двигается, но неохотно. Там боятся политически мотивированных ограничений. Например, эмбарго на поставки оружия после индийских ядерных испытаний в 98-м году до сих пор воспринимают как оскорбление. А мы не накладываем таких ограничений. Показатель — то, что наша атомная лодка была у индийцев в аренде. И, судя по всему, еще будет.
Подробнее в публикации МК
***