Права авиапассажиров должны быть лучше защищены
До конца года должны быть приняты новые федеральные авиационные правила, предусматривающие серьезную защиту интересов пассажиров в случае отмены или задержки рейса.
Об этом заявил вчера на «круглом столе» в «РГ», посвященном проблемам чартерных авиаперевозок, директор департамента госполитики в области гражданской авиации Минтранса России Геннадий Лощенов. По данным министерства, количество задержек чартеров длительностью свыше шести часов резко возросло и составило 3,2 процента от общего числа таких рейсов. Ситуация сложилась если и не критическая, то близкая к тому. Что зависит от авиакомпаний, где они выступают заложниками общей ситуации в стране, и как защитить интересы авиапассажиров — это обсуждали представители минтранса и самих авиакомпаний.
На сегодняшний день у всех на слуху четыре авиакомпании, «отличившиеся» в новогодние каникулы, а точнее в период с 26 декабря по 14 января, — «ВИМ-Авиа», KrasAir, «Сибирь» (S7)и «Башкирские авиалинии». «Проколовшиеся» получили предупреждения от Ространснадзора: если не устранят нарушения, у них могут быть приостановлены свидетельства эксплуатанта. Впрочем, та же «ВИМ-Авиа» в минувшие выходные, что называется, пошла дальше: тогда, по словам пресс-секретаря Российского союза туриндустрии Ирины Тюриной, только за сутки в московских и зарубежных аэропортах застряли двенадцать рейсов этого авиаперевозчика.
В незавидном положении в который уже раз оказались две тысячи российских туристов. В аэропорту Домодедово туристы 12 часов ожидали вылета в Барселону, 6 часов — в Салоники, Стамбул, Шарм-эль-Шейх, Хургаду и другие направления. В столицу попасть пассажирам «ВИМ-Авиа» также было непросто. Почти на 20 часов был задержан рейс N 7232 из Шарм-эль-Шейха в Москву. Как сказал генеральный директор авиакомпании «ВИМ-Авиа» Роман Пахомов, причинами задержек стали и плохие метеоусловия, и технические неполадки на самолетах, и даже хулиганские выходки пассажиров в аэропорту Домодедово.
Сегодня специалисты Росавиации и Ространснадзора занимаются выяснением реальных причин и обстоятельств задержек этих рейсов. После чего будет вынесено решение о мерах воздействия на авиакомпанию ВИМ-Авиа.
К слову, по официальным данным, пассажиры-чартерники составляют около 20 процентов от общего числа тех, кто летает. Однако новые Федеральные авиационные правила, которые уже разработаны и проходят согласование в «инстанциях», серьезно защитят не только их, но и всех российских авиапассажиров. Как заметил Геннадий Лощенов, правила воздушных перевозок в стране сегодня регламентируются документами, принятыми еще в 1986 году.
Что предусматривает новый проект этого документа? В частности, в случае задержки рейса пассажирам с детьми в возрасте до 12 лет должна быть предоставлена комната матери и ребенка. Если ожидание вылета продолжается более двух часов, пассажирам должны предоставить прохладительные напитки. Если рейс откладывается на четыре часа и более, каждые шесть часов в дневное время и восемь часов в ночное пассажиры должны получать горячее питание. При задержке рейса на восемь часов в дневное время и шесть в ночное пассажиров должны разместить в гостинице, организовав бесплатный трансфер туда и обратно, а также обеспечив хранение багажа.
Заметим, год назад новые правила компенсаций авиапассажирам в случае задержки или отмены рейса, а также утери багажа были введены в странах Евросоюза. Самое примечательное, что этими компенсациями могут воспользоваться все пассажиры вне зависимости от их гражданства. Там, к примеру, прописано, что в случае если задержка превысит 5 часов, то авиакомпания обязана либо компенсировать стоимость билета плюс штраф, либо доставить клиента к месту назначения самолетами другой авиакомпании за свой счет. Есть и еще один любопытный пункт: за утерянный авиакомпанией багаж пассажир сможет получить и более 1000 евро. Впрочем, как говорят российские чиновники, в некоторых наших ведущих авиакомпаниях, к примеру, в той же «Трансаэро», подобные нормативы намного жестче и перекрывают европейские. Возможно, это и так, но почему-то российские пассажиры об этом не знают.
Однако, как стало ясно из вчерашнего обсуждения в «РГ», проблема чартерных авиапассажиров не упирается лишь в несовершенное пока авиационное законодательство. За ним тянется другой, не менее тяжелый «шлейф» — надзор за техническим состоянием парка, налаживание цивилизованных взаимоотношений между авиакомпаниями и туроператорами. Росавиация планирует создать совместно с Федеральным агентством по туризму единый координационный штаб, который в период массовых авиаперевозок будет заниматься взаимодействием туроператоров и авиакомпаний. Если такое случится, выиграют все. Но, наверное, уже пора задуматься и об унификации договоров туроператоров с перевозчиками, чтобы установить конкретную ответственность сторон. Кроме того, по мнению авиакомпаний, в рамках работы штаба должны регулироваться отношения с авиационными властями других стран, которые каждый раз согласовывают пролет резервных российских самолетов.
Один из актуальнейших вопросов сегодня — сложная процедура и высокая стоимость таможенного оформления запчастей на импортных бортах. А именно на самолетах-«иностранцах» выполняется подавляющее большинство чартерных рейсов за границу. Заместитель генерального директора «Трансаэро» Дмитрий Столяров привел статистику отказов на российских и зарубежных самолетах: если на лайнерах Ил-96, Ту-204 и Ту-214 это один отказ на 880 летных часов, а в среднем по отрасли — один на 1540 летных часов, то на тех же «Боингах» в этой авиакомпании — один на 3450 часов. Однако дело в том, что существующие таможенные правила и высокие таможенные пошлины не позволяют проводить быстрый импорт и растаможку запчастей для ускоренного устранения неполадок. Но пассажиры-то тут при чем?
Словом, проблемы задержек рейсов носят комплексный характер. Здесь есть над чем поработать и авиаперевозчикам, и туроператорам, и органам исполнительной власти.
КОММЕНТАРИЙ
Сегодня, по словам председателя правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрия Янина, любой российский гражданин может подать на авиакомпанию в суд за задержку рейса, потерю багажа, прочие неудобства. Однако такие случае очень редки.
Самые большие компенсации с учетом материального и морального вреда в российской судебной «воздушной» практике последних лет до сих пор измерялись суммами от 1 до 25 тысяч рублей. При этом в суд надо было ходить от трех до шести месяцев, запасшись кучей документов, включая кассовые чеки за еду в аэропортах.
Дмитрий Янин считает, что изменять надо не правила перевозки авиапассажиров, а законодательство. В частности Воздушный кодекс. Именно его требованиями, а не нормами Закона о защите прав потребителей руководствуются сегодня при рассмотрении дел, связанных с выплатами гражданам материального и морального вреда авиакомпаниями, вышестоящие судебные инстанции. А их вердиктом в итоге заканчиваются все судебные «воздушные» тяжбы. И, разумеется, не в пользу пострадавших. При этом Дмитрий Янин весьма пессимистически оценивает перспективы «приблизить» российских авиаперевозчиков к европейским компаниям по выплатам высоких штрафов (несмотря на то, что цены за авиабилеты сопоставимы с европейскими странами). По словам Янина, в отличие от Европы, где авиаперелеты — массовый продукт, для большинства российских граждан самолет пока роскошь.
«Соответственно тема не является столь значимой для депутатов и политиков, которые «за счет нее смогли бы не только улучшить ситуацию в обществе, но и заработать политические очки». К примеру, созданию в России агентства по страхованию банковских вкладов предшествовали события 1998-го и 2004 годов. Это когда чуть ли не каждый второй вклад прекратил свое существование», — напомнил Янин. По его словам, вряд ли что-то подобное можно запустить в авиации. Хотя даже по выплатам жертвам авиакатастроф Россия — на одном из последних мест в цивилизованном мире.
Тем временем едва начавшийся 2007 год уже стал рекордсменом по количеству задержанных российскими авиаперевозчиками чартерных рейсов. В новогодние праздники почти 60 рейсов российских авиакомпаний опоздали с вылетом на 4-8 часов.
Предупреждения за нарушения правил выполнения чартерных рейсов получили в итоге три российские авиакомпании. В случае новых замечаний у них могут быть приостановлены свидетельства эксплуатантов, что по сути означает остановку работы.
Между тем эксперты считают, что останавливать действие свидетельств и лицензий — самый крайний случай. И ударит это не только и не столько по перевозчикам, сколько по пассажирам. Государство должно выступить в первую очередь в защиту прав пассажиров, заставить компании нести материальную ответственность перед пассажирами.
36 миллионов за ночь на курорте
Пассажиры задержанного авиарейса потребовали рекордной компенсации морального ущерба.
Чем чаще наши граждане летают на отдых за границу, тем больше возникает конфликтных ситуаций между пассажирами и авиаперевозчиками.
В Замоскворецком районном суде столицы должно начаться рассмотрение иска от общественной организации, защищающей права туристов, против авиакомпании «Трансаэро». Истцы требуют возмещения материального ущерба, а еще и беспрецедентной компенсации морального вреда — по миллиону рублей на каждого пассажира, а их было на борту 36 человек.
Скандальная история произошла 6 января. В тот день туристы не смогли улететь из египетского курорта Хургада.
Как утверждается в исковом заявлении, вылет задержался почти на 24 часа. Все это время люди были вынуждены находиться в аэропорту, абсолютно не приспособленном к ночевке. В большинстве своем пассажиры были одеты легко, багаж прошел таможенное оформление, а температура в помещении между тем не превышала 16 градусов. За сутки, утверждают они, их лишь однажды кормили горячей пищей.
Этот иск интересен еще и тем, что в качестве второго ответчика пострадавшие пытаются привлечь Межгосударственный авиационный комитет. Дело в том, что, по версии туристов, задержка произошла из-за неисправности самолета, возраст которого якобы перевалил за четверть века. А поскольку за сертификацию воздушных перевозчиков отвечает МАК, решили заодно призвать к ответу и его.
По словам представителя пассажиров в суде Федора Коробкова, этот инцидент рассматривался в присутствии представителей авиакомпании Общественной палатой РФ, и именно там было заявлено о том, что возраст самолетов отнюдь не детский. При этом, как заявил юрист, в «Трансаэро» была направлена претензия от пассажиров, но никакого ответа они не получили.
В свою очередь заместитель гендиректора авиакомпании Дмитрий Столяров рассказал корреспонденту «РГ», что инцидент в Хургаде уже получил официальную оценку минтранса. Действия авиаперевозчика были признаны правильными.
По словам Дмитрия Столярова, в возникшем конфликте виноваты египетские партнеры «Трансаэро» и стечение обстоятельств. Первые неверно оценили ситуацию и, несмотря на требования российского перевозчика, отказались размещать пассажиров в гостинице. Что касается господина случая, то, как на грех, 6 и 7 января в Египте — национальный праздник. У авиакомпании стояли под парами так называемые резервные лайнеры, но на то, чтобы согласовать с египетскими властями их перелет в Хургаду, ушло больше 6 часов.
— Мы расторгли договор с партнерами, из-за которых оказались в этой ситуации, и заплатили компенсации более чем ста пассажирам этого рейса, обратившимся в авиакомпанию, — подвел черту Дмитрий Столяров.
Об этом сегодня пишет «Российская газета» №4288, 7.02.07
***