Совет Федерации в пятницу утвердил закон «О транспортной безопасности», предусматривающий создание единой базы данных пассажиров. Правозащитники уверены: это очередной шаг к укреплению полицейского государства.

Стартует траснпортная «перепись» // www.mzd.ru

Закон вступит в силу через полгода после его официального опубликования. Одно из самых заметных новшеств – создание централизованной базы данных, куда будут попадать персональные сведения о пассажирах.

В базу внесут фамилию, имя, отчество, дату и место рождения, гражданство, а также вид и реквизиты документа, по которому приобретается билет. Такие сведения обязаны будут предоставлять перевозчики или сервисные организации, продающие билет, причем не только российские, но и иностранные.

Федеральные власти «опишут» пассажиров железнодорожного, водного, морского и воздушного транспорта, а также автобусов, осуществляющих международные рейсы. «Пассажиров такси мы, конечно, в этой системе учитывать не будем, – говорит заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Юрий Сентюрин. – Главное, чтобы заключался договор о перевозке». В законе подчеркивается, что сведения, содержащиеся в базах данных, суть информация с ограниченным доступом.

Сбор подобных сведений поможет избежать террористической угрозы, считают парламентарии. «Подобная система позволит правоохранительным органам отслеживать перемещение экстремистов, в нужный момент вмешаться и предотвратить теракт», – поясняет Юрий Сентюрин. Кроме того, если на транспорте происходит катастрофа, в которой гибнут люди, система учета поможет установить личности и своевременно проинформировать родственников.

Между тем правозащитники уверены: это очередной шаг к укреплению полицейского государства. «В связи с тем, что террористическая опасность существует, всем перевозчикам могла бы быть доступна информация о людях, совершивших преступления, но не обо всех пассажирах – это противоречит праву на неприкосновенность частной жизни, – заявил заместитель председателя общественной правозащитной организации «Гражданский контроль» Юрий Вдовин. – Практика показывает: эти данные в первую очередь станут доступны криминалу».

Сами перевозчики нового регламента пока не заметили: большинство опрошенных сказали, что закона, утвержденного Государственной думой в третьем чтении только в январе, пока не видели. «Подобные меры не новы для мировой практики, – отмечает директор по связям с общественностью авиационной компании «Трансаэро» Сергей Быхал. – К примеру, ряд стран на американском континенте обязывает перевозчиков предоставлять подобную же информацию о пассажирах, и мы, безусловно, это делаем».

Юлия Шмидт

05 февраля 2007

ДП

***