4 февраля 285 лет назад (1722) указом Петра I введена Табель о рангах

4 февраля 1722 года (24 января ст.ст) петровской Табелью о рангах было законодательно закреплено деление государственной службы на гражданскую, военную и придворную. С этим же законодательным актом связано официальное признание чиновничества как особой категории служащих, осуществлявших функции органов государственного управления на постоянной основе за соответствующее материальное вознаграждение.

С территориальным расширением российского государства количество чиновников в России неуклонно увеличивалось. Возникла острая необходимость в создании специальных органов для управления персоналом государственной службы. Разрядный стол, учрежденный Петром I в структуре правительствующего Сената, стал одним из самых ранних институтов подобного рода. Наряду с военнослужащими обеспечивался также учет гражданских чиновников. Здесь располагали данными о всех назначениях на «статские» должности, вели списки лиц, которые могли быть «определены» на вакантные места в системе государственной службы.

В мае 1722 года Разрядный стол был преобразован в Герольдмейстерскую контору, действовавшую в течение всего XVIII века. Через нее проходили дела о приеме на службу, назначении на должности, производстве в чины, перемещении на другие служебные места, увольнении из гражданского ведомства и др. Рост численности гражданских служащих и необходимость повышения уровня управления персоналом государственных органов в царствование Александра I потребовали создания специального Департамента Герольдии Сената. По сенатскому указу все министерства, ведомства и губернские правления ежегодно должны были присылать в этот департамент списки классных чиновников, их послужные формуляры с полной информацией о прохождении службы, изменениях в служебном положении, повышении образования, производстве в новые чины, получении поощрений (взысканий) и т.д. В Департаменте Герольдии Сената формировался общероссийский банк данных о количественном и качественном составе корпуса государственных служащих.

В 30-е годы XIX века правящие круги России были вынуждены принять дополнительные меры по упорядочению работы с чиновниками государственного аппарата, усилить влияние на формирование их состава, установить «особенное наблюдение за всем гражданским служебным персоналом в Империи». В этих целях было признано необходимым учредить особый Инспекторский Департамент Гражданского Ведомства как орган управления корпусом государственных служащих. Задачи и функции нового управленческого органа были определены в указе Николая I от 16 сентября 1846 года и Положении об Инспекторском департаменте. По Положению об Инспекторском департаменте в его ведение входило определение на службу всех классных чиновников, а также имеющих право на классный чин, производство в чины, назначение на должности определенных разрядов и должностное перемещение. В полномочия департамента были включены перевод из воинских чинов в гражданские, прием на службу принявших российское подданство иностранцев, оформление отпусков, увольнение со службы или исключение из гражданского ведомства вообще. Деятельность Инспекторского департамента получила положительную оценку правительства: разобщенность в процессе формирования состава служащих и чинопроизводстве сменилась упорядоченностью.

Устав о гражданской службе приобрел должный общественный вес и стал признанным регламентом для всего российского чиновничества. Но жесткая централизация в руководстве чиновничеством, вплоть до сосредоточения управления им в Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, не могла не вызывать серьезнейшие недостатки в работе с персоналом. Государственный аппарат с его многочисленным составом служащих превратился в очень громоздкий, медленно действовавший механизм, который все больше отставал от требований усложнявшегося год от года государственного управления. Указом Александра II в июне 1858 года Инспекторский Департамент Собственной Е.И.В. Канцелярии был упразднен. Основные вопросы, связанные с формированием и деятельностью персонала государственной службы, вновь перешли в ведение Департамента Герольдии Сената. Право приема на службу и назначение на должности в своих структурах чиновников VI,V и других, более низких классов получили министерства и главные управления. В начале 90-х годов XIX века правительство создало специальную комиссию для изучения вопроса о возможности восстановления Инспекторского департамента по управлению персоналом.

В мае 1894 года Александр III издал указ, согласно которому правительство возвращалось к централизованному руководству персоналом государственной службы. Упразднение Инспекторского департамента оценивалось отрицательно. С его ликвидацией связывались прекращение всякого контроля за выполнением Устава о гражданской службе, многочисленные отступления от правил ее прохождения и др.: «Ввиду всего вышеизложенного Мы признали необходимым подчинить непосредственному Нашему руководству и наблюдению все дела, касающиеся заведывания гражданскими чинами Империи в полном их составе, сосредоточив делопроизводство по сим делам в Собственной Нашей канцелярии, с тем, чтобы все представления по Инспекторской части вносимы были на рассмотрение Комитета, которому впредь именоваться Комитетом о службе чинов гражданского ведомства». Поступавшие в Собственную Е.И.В. Канцелярию дела по гражданской службе передавались в Инспекторский отдел. На основании необходимых справок и документов чиновники отдела готовили эти дела к рассмотрению в Комитете о службе чинов гражданского ведомства. Оформленные в отделе дела вместе с проектом Высочайшего приказа вносились Главноуправляющим Собственной Е.И.В. Канцелярии в Комитет для окончательного заключения, после чего дела поступали на утверждение государя. Вначале Комитет и Инспекторский отдел получили широкие полномочия — осуществляли управление высшими государственными служащими — чиновниками I-VIII классов. Однако в 1895 году подбор и расстановка чиновников первых трех классов из их ведения были изъяты. Это стало прерогативой лично государя.

Отменена эта система была только при Советской власти. В современной России действует федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года. Этим законом предусмотрены необходимые правовые, организационные и экономические основы федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов РФ, внедрение которых направлено на обеспечение эффективности государственной гражданской службы как одного из основных видов государственной службы.

***