Принципиально новые пилотируемые аппараты готовят США и Россия. Российский «Клипер» вместительнее, удобнее для экипажа и в пять раз дешевле американского. Он вернет России рынок и сделает пилотируемую космонавтику окупаемой. «РКК «Энергия», ЦСКБ «Прогресс», компания «Сухой» и фирма Хруничева предлагают реализовать проект нового поколения «Клипер» — строить стартовые комплексы многоразовой пилотируемой системы «Клипер» «как на Байконуре, так и в Плесецке», сообщил глава корпорации «Энергия» Николай Севастьянов.

США в настоящее время ведут работу над проектом «Орион». Они планируют создать носитель к 2011 году, пилотируемый корабль — к 2014 году.Если мы не начнем программу создания транспортной системы нового поколения, ток 2015 году отстанем от американцев», — предупредил руководитель Севастьянов.

«Переход на «Клипер» позволит России сохранить космический рынок и перейти в сфере пилотируемой космонавтики на окупаемость», — сказалглава РКК. По его оценке, новая транспортная система будет решать задачи доставки грузов на МКС и их возвращения на землю, обслуживать автоматические промышленные объекты, проводить «автономные пилотируемые полеты для решения специальных задач».

«РКК планирует, что первый полет перспективного аппарата состоится в 2013 году, — сказал Севастьянов. — Затем на первом этапе будетсоздан флот из пяти кораблей. Мы хотели сделать «Клипер» как исключительно национальный проект и привлечь к его реализации предприятия из 41 региона России».

«Клипер» имеет ряд преимуществ над своим американским аналогом. В частности, объем российского корабля составит 20 куб. м, «Ориона» -14 куб. м, номинальная перегрузка при посадке у российского корабля составит 2,5 единицы, у американского — 4,5 единицы (у «Союза» этот показатель — 4 единицы). Себестоимость доставки на орбиту одного космонавта у «Клипера»составит $9 млн, у «Ориона» — $45 млн.

www.dp.ru

*