Машина на паях. Во Франции становится популярным совместное пользование автомобилем
В Париже, Страсбурге и других французских городах все больше внедряется новый вид транспорта «Автомобиль совместного пользования». По сути дела, это кооператив, а по форме – нечто среднее между такси и арендованным автомобилем. В современном городе с его пробками и нехваткой парковок иметь машину на паях и рационально, и выгодно.
«Автокооперативы» спасут французов от пробок.Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН |
Идея совсем не новая, родилась она в 1948 году в Швейцарии, где и сейчас более всего распространена. А во Франции впервые реализовалась восемь лет назад. Впрочем, широкого распространения не получала. Но теперь, видимо, «приперло».
В Страсбурге, где в 1999 году появилась ассоциация «Отреман», когда 15 друзей сложились и купили три машины, сейчас уже около десятка кооперативных парковок. На них член кооператива, имеющий карточку с электронным чипом, может в любое время получить «свою» машину. В Париже, где этим занимается компания «Кесс-Коммюн», таких пунктов хранения-выдачи около двух десятков, и новые создаются сразу, как только в городском квартале наберется сорок абонентов.
«Отреман» гарантирует своим членам возможность в любое время суток получить в свое распоряжение небольшую легковую машину. Месячный абонемент стоит 10 евро, к которым добавляются 1,40 евро за час езды и 19 центов за каждый пройденный километр. В городском режиме это выходит дешевле, чем такси или традиционная аренда автомобиля. К тому же не приходится испытывать стресс в поиске парковок. У ассоциации они свои, и их становится все больше.
По словам директора «Кесс-Коммюн» Лоик Миньота, с помощью этой системы можно в 15 раз уменьшить парк легковых автомобилей в городе за счет их более полного использования. Абоненты, как правило, пользуется машиной от случая к случаю, для поездок в районы, неудобные в смысле общественного транспорта, в гости за город, за покупками в гипермаркет. На работу они ходят пешком или ездят на общественном транспорте. Впрочем, совместное пользование выгодно только в большом городе, потому что парковки должны находиться близко друг от друга. Тогда больше вероятность, что желаемая машина окажется в нужный момент где-то рядом.
«Не бывает так, чтобы всем одновременно потребовалась бы машина, – констатирует Лоик. – Одним она нужна днем, другим вечером, третьим только в выходные дни. Компьютер легко «разруливает» графики пользования». Надо только вернуть машину на парковку чистой и заправленной.
Во Франции и Бельгии распространяются и другие формы совместного использования легкового транспорта, позволяющие уменьшить число машин на дорогах. Соседи, которые ездят на работу в одно время или к одному часу отвозят детей в школу, кооперируются и выгоняют свои авто из гаража по очереди. А на дорожных парковках перед въездом в большой город появились специально обозначенные места, где собираются попутчики, чтобы продолжить путь на одной машине, а остальные оставить до вечера. Иногда это даже необходимо. Например, когда парижская метеослужба бьет тревогу о критической загазованности воздуха, жандармы не пускают в город машины, в которых нет хотя бы одного пассажира.
АЛЕКСАНДР МИНЕЕВ, Страсбург–Париж
2 февраля 2007 г.
***