Очередную, 142-ю годовщину защиты Дмитрием Менделеевым докторской диссертации на тему «О соединении спирта с водою», из которой все пьющее человечество узнало, что оптимальное содержание спирта в алкогольных напитках должно составлять 40%, Россия и Европа встретили с головной болью. Причем совершенно неправильной.

Вчера вместо того, чтобы радостно откушать рекомендованные самим г-ном Менделеевым оптимальные 150 граммов в честь исторического события, случившегося в стенах Санкт-Петербургского университета 31 января 1865 года, чиновники по всему континенту озабоченно обсуждали, как бы лучше обклеить бутылки с этим простым, но эффективным напитком, дабы не вводить его потребителей в заблуждение. В России упор делался на здоровье потребителя, в Европе — на его вкусы.

Но все-таки годовщина такого события не могла не оказать положительного воздействия даже на непьющих чиновников. Так, например, отличающийся в целом негативным отношением к изобретению Д.И. Менделеева главный санитарный врач России Геннадий Онищенко вчера не нагнетал обстановку, а, напротив, пытался понизить градус протестов, которыми производители алкоголя встретили новый приказ Минздравсоцразвития, обязывающий с 1 февраля на каждой бутылке напоминать о вреде употребления спиртного и соблюдать единообразие в подобной контрпропаганде. Присутствующие сейчас практически на всех напитках предупреждения для больных, беременных, несовершеннолетних и водителей ведомство Михаила Зурабова не устраивают — мол, потребитель должен точно и в деталях знать, чем он рискует, откупоривая бутылку. Алкогольное лобби, естественно, ответило на такое требования чиновников катастрофическими прогнозами, которые г-н Онищенко взялся вчера опровергать. По словам главного санитарного врача, «никаких изъятий алкогольной продукции со старыми надписями никто проводить не будет», бутылки, произведенные и выставленные на полки магазинов до вчерашнего дня, будут и в феврале иметь равное хождение с алкогольной продукцией, маркированной по новым требованиям. «Никакой дестабилизации рынка алкоголя в нашей стране не будет», — заверил Геннадий Онищенко.

Водочные же этикетки, но под несколько иным углом рассматривали и в Европейском парламенте, где уже не первый год ведутся споры о самом происхождении этого культового напитка. Дискуссию парламентариям навязали Финляндия, Швеция и Польша, а также впоследствии примкнувшие к ним Латвия и Эстония. Они требуют изменить законодательство Евросоюза, закрепив в нем постулат о том, что водкой имеет право называться только напиток, полученный путем перегонки из зерна или картофеля, — то есть по рецептам, традиционно используемым в этих странах. Против же выступают Великобритания (а точнее, Шотландия, как главный производитель водки на Альбионе), Испания и Венгрия, использующие в качестве сырья совсем другие продукты — свеклу, сахарный тростник или виноград. В конце 2005-го эксперты Европейской комиссии вынесли вердикт о том, что требования скандинавов и поляков ущемляют права производителей из других стран континента, поскольку исторически в Европе для перегонки спирта использовали весь спектр годной для этих целей сельхозпродукции, а не ограничивались картофелем и зерном. Такие выводы северян не устроили, и они начали новое наступление.

Во вторник вечером, как сообщает Би-би-си, в Брюсселе, похоже, нашли новое решение, которое якобы должно устроить обе стороны конфликта и избавить Европу от этой ненужной головной боли. Комитет по охране окружающей среды Европарламента одобрил проект постановления, предлагающего сохранить право использовать слово «водка» за всеми производителями. Но в случае, если в качестве сырья используются не зерновые и не картофель, производителей обяжут указывать это на этикетке. По аналогии с виски европарламентарии рекомендуют использовать термин blended vodka.

Устроит ли этот компромисс скандинавские страны и их конкурентов из континентальной Европы, покажет пленарное заседание Европарламента, на которое этот вопрос будет вынесен весной. Затем решение законодателей должны будут утвердить и все правительства государств Евросоюза. Но в любом случае — закончится ли дело масштабной переклейкой этикеток или нет — крепость культового напитка не изменится. Ранее принятый закон объединенной Европы четко обозначил нижний порог в 37,5 градуса. Что почти соответствует рецепту Дмитрия Менделеева.

Федор СЕРЕБРЯНСКИЙ

N°17

01 февраля 2007

Время новостей

***