30 января 2007 года на оперативном совещании при начальнике ГУВД по Самарской области генерал-майоре милиции Александре Реймере был рассмотрен вопрос о применении к несовершеннолетним, совершившим преступления, принудительных мер воспитательного воздействия. В совещании приняли участие руководители служб аппарата Главка, руководящий состав ОВД по городам и районам области, представитель прокуратуры области.

Актуальность проблемы обусловлена тем, что состояние оперативной обстановки с преступностью несовершеннолетних на территории региона остается достаточно сложным. В 2006 году рост подростковой преступности составил 2,9% (с 3064 до 3153 преступлений). За совершение преступлений выявлено 2949 подростков, что на 4,9% больше, чем в 2005 году. 512 подростков или 17,4% от общего количества участников преступлений ранее уже совершали преступления, 376 несовершеннолетних – ранее судимы. На учете в ПДН области состоит 9520 несовершеннолетних, из них 620 (6,5%) ранее судимых подростков, в том числе 466 (4,9%) – условно осужденных.

Между тем, одной из альтернативных форм наказания несовершеннолетних, совершивших преступления небольшой или средней тяжести, могут быть принудительные меры воспитательного воздействия, предусмотренные ч.2 ст.90 УК РФ: предупреждение, передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, возложение обязанности загладить причиненный вред, ограничение досуга, а также установление особых требований к поведению несовершеннолетнего – обязанность трудоустроиться или поступить на учебу, находиться в ночное время суток по месту жительства.

Начальник Главка генерал Реймер отметил, что важность вопроса состоит как раз в том, чтобы еще на стадии следствия сотрудники милиции всесторонне и в полном объеме изучили личность подростка, совершившего преступление, выяснили роль родителей в его воспитании, узнали мнение учителей, соседей, и, в конечном итоге, приняли необходимое участие в дальнейшей судьбе несовершеннолетнего – будет ли он по решению суда направлен в колонию, или сможет вернуться к нормальной жизни находясь на свободе, но под нужным присмотром. При этом надзор должен быть обеспечен со стороны всех субъектов комплексной системы профилактики.

Сейчас на учетах в ОВД области состоит 51 подросток, освобожденный судом от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия. Инспектора по делам несовершеннолетних проводят с данной категорией несовершеннолетних индивидуальную профилактическую работу, осуществляют контроль за исполнением подростками обязанностей, возложенных на них судом, а также за родителями, если несовершеннолетние переданы под их надзор.

Однако, по мнению руководства Главка, организация работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних должна быть лучше скоординирована между всеми милицейскими подразделениями и службами, где за линией несовершеннолетних должны быть закреплены ответственные сотрудники. Руководители органов внутренних дел области также должны стать инициаторами рассмотрения вопросов организации досуга и трудоустройства подростков в органах исполнительной власти, на заседаниях комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, принимать активное участие в решении данных проблем.

К работе с несовершеннолетними необходимо привлекать и общественные формирования, как это делается в Волжском районе, где при 8 сельских администрациях созданы общественные инспекции по делам несовершеннолетних. В состав инспекций входят специалисты села: заместители директоров школ по воспитательной работе, психологи школ, педиатры, директора сельских клубов, представители крупных хозяйств, инспектора ПДН, участковые уполномоченные милиции. Использование возможностей общественных инспекций на территории Волжского района оказало позитивное влияние на состояние подростковой преступности. Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними на территории района, уменьшилось с 72 – в 2003 году до 46 – в 2006 году.

По итогам совещания приняты решения, которые позволят с одной стороны не допускать безнаказанности подростков, совершивших преступления, с другой — учитывать индивидуальные качества подростков и не допускать поголовного лишения свободы для малолетних правонарушителей, которые еще могут исправиться при поддержке взрослых.

Отдел информации и общественных связей ГУВД по Самарской области

*