На нет и ГАИ нет. Верховный суд разрешил продавцам машин их не регистрировать
Верховный суд (ВС) разрешил гражданам не снимать машины с учета при их продаже — приобретатели авто теперь просто будут регистрировать их заново… МВД с позицией ВС не согласилось и подало кассационную жалобу на это решение. Официально милиционеры пока ничего не объясняют.
Верховный суд (ВС) разрешил гражданам не снимать машины с учета при их продаже — приобретатели авто теперь просто будут регистрировать их заново. ВС согласился с тем, что действующие Правила регистрации автомототранспортных средств (далее — Правила) ставят покупателей машин в зависимость от их прежних владельцев, а это нарушает их гражданские права. МВД с позицией ВС не согласилось и подало кассационную жалобу на это решение. Официально милиционеры пока ничего не объясняют. Однако многие эксперты полагают, что отмена данного пункта Правил, наоборот, повлечет за собой массовое нарушение прав автовладельцев, а также увеличение числа разбойных нападений и угонов. Кроме того, это может облегчить задачу преступников по легализации краденого транспорта.
Поводом для обращения в ВС стала неудачная покупка жителя Волгограда Виктора Костенко, который в ноябре 2005 года приобрел «с рук» автомобиль ВАЗ-2108. Купить-то купил, а вот ездить на ней так и не смог, поскольку предыдущий владелец отказался снять машину с учета в ГАИ, как того требуют Правила. В итоге г-н Костенко посчитал, что только путем признания недействующим соответствующего пункта Правил он сможет наконец-то сесть за руль. Суду же он пояснил, что существующий порядок снятия с учета «ставит допуск транспортного средства к участию в дорожном движении в зависимость от действий или бездействий прежнего собственника, что противоречит Конституции, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».
ВС с этим согласился и признал данный пункт Правил недействующим. Суд рассуждал следующим образом. Гражданский кодекс определяет право собственности как возможность лица владеть вещью, пользоваться и распоряжаться ею. Очевидно, что г-н Костенко не мог считаться полноправным собственником приобретенных им «Жигулей», поскольку ездить на них он никак не мог. Конституционное право граждан на частную собственность может быть ограничено, но только специальными законами. В частности, федеральный закон «О безопасности дорожного движения» предусматривает, что допуск транспортных средств к участию в дорожном движении осуществляется путем их регистрации и выдачи соответствующих документов. А если у машины нет документа, удостоверяющего ее соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, то ее регистрация законом запрещена. То есть, констатировалось в решении ВС, собственники авто ограничены в своем праве обязанностью по его регистрации. «При этом федеральный закон «О безопасности дорожного движения» не содержит норм, запрещающих допуск транспортного средства к участию в дорожном движении в случае, если оно ранее было зарегистрировано в подразделениях Госавтоинспекции и прежний собственник или владелец транспортного средства не снял его с учета по месту прежней регистрации, — говорится в решении ВС. — Следовательно, невыполнение прежним собственником транспортного средства обязанности по его снятию с регистрационного учета не является основанием для ограничения права нового собственника на пользование транспортным средством путем участия в дорожном движении».
Кроме того, ВС отметил, что покупателям машин отпускается всего пять дней на то, чтобы зарегистрировать свою покупку в ГАИ, и при этом не с момента снятия с учета, а с момента фактического приобретения. То есть в случае отказа прежнего владельца снять машину с учета ее новый хозяин вынужден нести ответственность за просрочку регистрации.
Однако существующий порядок регистрации машин, когда при продаже прежний владелец обязан снять ее с учета, а новый — уже сам регистрирует ее заново, получая новые номера и комплект документов, был установлен неслучайно. Благодаря такому порядку сотрудники ГАИ могли бороться с легализацией угнанного транспорта. Так, занимающиеся снятием с учета транспортных средств инспекторы проверяют у желающего продать свою машину, не находится ли она в розыске, не была ли куплена в кредит под ее залог, не стала ли арестованным имуществом, принадлежит ли ему целиком или часть ее находится во владении других лиц. К тому же они убеждаются в том, что человек жив-здоров и хочет продать свою машину по собственной воле.
Если же с продавцом транспортного средства что-нибудь случается — либо он отказывается снять машину с учета, скрывается, умирает, то у новых собственников тем не менее остается легальный способ ее зарегистрировать — они всегда могут обратиться в суд, который вправе обязать ГАИ поставить машину на учет.
Подробнее: «Время новостей»
***