В Москве в пятый раз состоялась церемония вручения национальной кинопремии «Золотой Орел». Фаворитом киногода признан фильм «Остров». «Лучшим режиссером» — Павел Лунгин, который достиг творческой зрелости и снял фильм «для души и для кассы». Петр Мамонов, победивший в номинации «Лучшая мужская роль в кино», за свою речь-проповедь сорвал овации, как и режиссер Роман Поланский, удостоенный «Орла» за вклад в мировой кинематограф.

Январь, морозец, но в первом павильоне «Мосфильма» жарко и празднично. Гости съезжаются на пятую церемонию вручения национальной кинематографической премии «Золотой орел».

Нигде в мире вручение кинематографических наград не проходит в главном производственном киноцехе. Олег Янковский вальяжно курит трубку и неспешно беседует с Глебом Панфиловым.

Никита Михалков, в костюме, а не в смокинге, признался, что очень замотан: монтирует одну картину и снимает другую. В марте начнутся полномасштабные съемки «Утомленные солнцем-2». За руку с мужем пришла успешная и востребованная Виктория Толстоганова, которая отснялась в «Ветке сирени» у Павла Лунгина, а Никита Михалков пригласил ее на роль Маруси вместо Дапкунайте.

Целую пресс-конференцию устроил артист Петр Мамонов. Он стал вроде гуру, лидера, почитаемый народом так же, как Шевчук, Высоцкий. Если бы не было Мамонова, не было бы и «Острова».

Сцена пятой церемонии «Золотого орла» была оформлена лаконично. На заднике высвечивалась эмблема «Золотого орла», по бокам стояли две прозрачные трибуны в виде расправляющихся крыльев царь-птицы, олицетворяющей силу, зоркость, прозорливость и благородство.

В 18.30, когда заполнился зрительский зал первого павильона, президент Национальной академии кинематографических искусств и наук России «Золотой орел» Владимир Наумов открыл церемонию: «Сегодня сила нашего кинематографа в его разнообразии. Сначала мы кинулись снимать одно и то же, фабульные картины, одна похожая на другую. А теперь, словно сквозь асфальт, пробиваются ростки — со всех сторон начинают появляться фильмы другого плана. Глубокие. Интересные».

В первой номинации — «Лучшая женская роль второго плана» — «Орел» достался Чулпан Хаматовой, которая виртуозно сыграла роль иностранной журналистки в фильме Андрея Эшпая «Многоточие».

«Лучшая мужская роль второго плана» — Виктору Сухорукову, а не Дмитрию Дюжеву, сыгравшему в «Острове» и тоже представленному в этой номинации.

За «Лучшую операторскую работу» «Орлом» награжден оператор Андрей Жегалов (посмертно).

«Лучшая мужская роль на ТВ» досталась Олегу Янковскому, сыгравшему в «Докторе Живаго».

— Было что играть, — прокомментировал потом Олег Янковский.

Интрига возникла во время объявления «Лучшей женской роли в кино». Многие ждали, что победит Рената Литвинова, сыгравшая богемную девушку в фильме «Мне не больно», а победила Анна Михалкова за роль в фильме «Связь». Это режиссерский дебют Дуни Смирновой, которой понадобились мешковатые герои, по словам Анны, и она пригласила Михаила Пореченкова и Анну Михалкову.

Анна в воздушном цвета слоновой кости платье вернулась с золотым «Орлом», а Рената, которую академики прокатили, с гордо поднятой головой вышла из зала.

«Лучшим режиссером» признан Павел Лунгин, который достиг творческой зрелости и снял фильм «для души и для кассы».

— «Остров» — событие в моей жизни, — прокомментировал режиссер. — Я давно стучусь в эту дверь. Просто многие не понимали этого стука. Христианский смысл был во всех моих фильмах начиная от «Такси-блюз», где душа болит у человека, и эта боль все время проходила через мои фильмы. Это для всех нас очень важно понимать, потому что мы живем в луче христианской православной культуры.

Петр Мамонов, победивший в номинации «Лучшая мужская роль в кино», за свою речь-проповедь сорвал овации, как и режиссер Роман Поланский, удостоенный «Орла» за вклад в мировой кинематограф.

Фаворитом киногода признан фильм «Остров».

Быть может, заметил мой сосед режиссер Дмитрий Астрахан, это было самое объективное голосование академиков за всю историю премии.

Если предыдущая церемония сделала акцент на преемственности поколений в отечественном кино, то нынешняя — задала вектор развития отечественной киноиндустрии.

ПОБЕДИТЕЛИ «ЗОЛОТОГО ОРЛА»-2006

Лучший игровой фильм — «Остров»

Лучшая режиссерская работа — Павел Лунгин («Остров»)

Лучший сценарий — Дмитрий Соболев («Остров»)

Лучшая женская роль в кино — Анна Михалкова («Связь»)

Лучшая женская роль на телевидении — Инна Чурикова («В круге первом»)

Лучшая мужская роль в кино — Петр Мамонов («Остров»)

Лучшая мужская роль на телевидении — Олег Янковский («Доктор Живаго»)

Лучшая женская роль второго плана — Чулпан Хаматова («Многоточие»)

Лучшая мужская роль второго плана — Виктор Сухоруков («Остров»)

Лучшая операторская работа — Андрей Жегалов («Остров»)

Лучшая работа художника-постановщика — Виктор Юшин («Доктор Живаго»)

Лучшая работа художника по костюмам — Эмма Беглярова («Далеко от Сансет-бульвара»)

Лучшая музыка к фильму — Эдуард Артемьев («Доктор Живаго»)

Лучший монтаж фильма — Дмитрий Киселев («Дневной дозор»)

Лучшая работа звукорежиссера — Сергей Карпенко («Дневной дозор»)

Лучший телефильм или мини-сериал — «В круге первом» (режиссер — Глеб Панфилов)

Лучший сериал — «Доктор Живаго» (режиссер — Александр Прошкин)

Лучший неигровой фильм — «С Романом Карменом… Путешествие в молодость» (режиссер — Виктор Лисакович)

Лучший анимационный фильм — «Капитанская дочка» (киновидеостудия «Анимос»)

Лучший зарубежный фильм в российском прокате — «Возвращение» (Volver) (прокат в России — «Парадиз»)

За вклад в мировой кинематограф — режиссер Роман Поланский

Татьяна Хорошилова

29 января 2007 г.

Российская газета

***