Татьянин день для тысячи студентов самого престижного вуза страны завершился безрадостно: около пяти утра всех, кто ночевал в общежитии главного здания МГУ, быстро вытолкали из теплых постелей на пятнадцатиградусный мороз.

На долгие сборы времени не дали, с собой разрешили прихватить только теплые вещи. Уже на улице студенты насчитали 11 пожарных машин, увидели много милиции. Оказалось, на лестничной площадке между 15-м и 16-м этажами в южном крыле корпуса «В» прогремел взрыв. Стекла вылетели на четырех этажах, в эпицентре взрыва обвалилась внутренняя стена. К счастью, никто не пострадал, ничего не загорелось. Спустя два часа замерзших студентов впустили обратно в свои комнаты — милицейские саперы не нашли больше никаких бомб. По всем закоулкам общежития, жилым и нежилым, отправились сыщики.

В ГУВД Москвы корреспонденту «Российской газеты» сообщили, что взрывное устройство было безоболочным и его мощность в тротиловом эквиваленте составляла примерно полкилограмма. Для сравнения: граната Ф-1, в просторечье именуемая «лимонкой», наполнена 200 граммами взрывчатки.

Пока возбуждено уголовное дело по двум статьям УК РФ: 222-й — незаконный оборот взрывчатых веществ и 213-й — хулиганство.

Кстати, это уже третий взрыв в МГУ за три месяца. И «хулиганство» обязательно присутствует в уголовных делах. Что же происходит на Воробьевых горах?

Источники «Российской газеты» в правоохранительных органах, не раскрывая тайны следствия, все же поделились своим видением ситуации. Версий у следствия несколько.

По одной из них, студенты хотели завершить Татьянин день красивым фейерверком и чуть-чуть ошиблись в расчетах. Или же просто подшутили над своими коллегами. Во всяком случае взрыв точно не был направлен против обитателей общежития — рвануло на нежилом, ремонтируемом этаже. Да и почерки изготовителей «адских машинок» очень похожи: нечто подобное сработало в этом же здании, только в лифтовом холле 3-го этажа, 25 ноября. Правда, мощность была поменьше — всего 50 граммов в тротиловом эквиваленте. Причем здесь же саперы нашли еще одну самодельную бомбу. Взрывчатка была сделана из смеси селитры и алюминиевой пудры. Корреспонденту «Российской газеты» намекнули, что, по мнению экспертов, вероятно, и вчера бабахнул тот же состав. Кстати, за умельцами составлять такие реактивные рецепты далеко ходить не надо — в общежитии живут студенты химического и физического факультетов.

Другая версия — соперничество ЧОПов, нанятых администрацией МГУ. Их два десятка. Не исключено, что они делят территорию и демонстрируют некомпетентность конкурентов. Корреспонденту «РГ» рассказали, что у милиции к частным охранникам не только много вопросов, но и претензий. Например, милиционеры сомневаются, что чоповцы точно знают, все ли люди находились в здании на законных основаниях.

Одна из наиболее вероятных версий — кто-то сводил счеты или стремится оказать давление на руководство МГУ. Сыщики подозревают аналогии с ноябрьским взрывом не только в схожести конструкции взрывных устройств. В ноябре взрыв в шахте лифта мог заблокировать выходы на некоторые этажи и уж точно создать панику. А другое устройство, которое вовремя обнаружили саперы, могло вызвать пожар. Если бы полыхнуло 18-этажное здание, мало бы не показалось. Взрывчатка, которую тогда обезвредили, тоже тянула на полкилограмма в тротиловом эквиваленте. Милиционеры готовы предположить, что и вчерашний взрыв мог быть своего рода предупреждением. Поэтому следствие заинтересовалось в том числе и университетской коммерцией. Не исключено, что кто-то угрожал или выдвигал какие-то требования ректорату. Вот этот «кто-то» и решил так своеобразно напомнить.

Из общей картины выбивается взрыв «номер два», случившийся 14 января в другом общежитии МГУ, что на улице Шверника. Там на 13-м этаже сам себя подорвал второкурсник биологического факультета. Произошел почти научный казус: студент варил на кухне пельмени и зачем-то на плиту поставил колбу с каким-то веществом. Вот она и отправила бедолагу на больничную койку.

Милиционеры склонны утверждать, что авторы ЧП на Воробьевых горах — кто-то из своих. Об этом говорит хотя бы тот факт, что вчера во время взрыва не сработала пожарная сигнализация. Сейчас выясняют, почему: либо кто-то специально отключил, либо произошла поломка.

Теракт не кажется следователям достаточно серьезной версией, хотя тоже не исключается. Террористы до сих пор использовали для изготовления взрывчатки другие вещества и технологии. Источники в правоохранительных структурах поделились с корреспондентом «РГ» и опасениями, что некоторые студенты-«революционеры» готовились в общежитии к диверсиям и таким способом просто испытывали свое изделие.

Екатерина Хмельницкая, Мария Агранович, Михаил Фалалеев

27 января 2007 г.

Российская газета

*