В понедельник в Пермском крае должна решиться судьба директора школы села Сепыч. Местная прокуратура обвинила Александра Поносова (ударение на первый слог) в пиратстве — в школьном компьюторном классе обнаружили установленные нелицензионные копии программ Microsoft. Дело дошло до суда, и этот процесс стал настоящим конфузом и для прокуратуры, и для детища Билла Гейтса. Подсудимый же, напротив, неожиданно почувствовал себя человеком, которого поддерживают миллионы.

Войну компьюторным пиратам Россия объявила давно. И в последнее время эта схватка стала особенно жаркой — количество дел, связанных с нарушением авторских прав, год от года увеличивается в разы. Не секрет, что такая активность связана с нашим стремлением во Всемирную торговую организацию (ВТО), интеллектуальное пиратство, мягко говоря, не поощряющую. Но то, что произошло в небольшом селе Сепыч Пермской области, может вогнать в краску любого чиновника ВТО. Нет, речь не о том, что пиратство нужно поощрять или закрывать на него глаза. Речь о том, с чего начинать и как бы, молясь, не расшибить лоб. Работники прокуратуры в селе Сепыч поймали, наверное, самого опасного пирата страны — директора сельской школы.

Новую школу ждали больше 20 лет

Село Сепыч не найти на карте. Время в нем давно остановилось. Люди живут в покосившихся бревенчатых домиках, с резными ставнями, зимой топят печи. Заняться в селе нечем, большинство работает в райцентре Верещагино — 50 км по проселочной дороге.

Перебраться в Верещагино — мечта каждого местного жителя . И потому когда 6 лет назад в селе появился Александр Поносов, переехавший оттуда, на него смотрели с изумлением: дает, мужик! Но новосел внимания на это не обращал. Вместе с женой он работал в школе — сначала педагогом, а потом стал и директором.

Переломным для Сепыча стало 1 сентября 2005 года. В этот день с помпой открыли новое здание школы — событие, которого ждали больше 20 лет! На торжественную церемонию собрались все жители, съехались чины областной администрации. Еще бы — два двухэтажных кирпичных корпуса, огромный спортивный зал, душевые, большая столовая и современные классы. Напомним: это было еще до того, как образование стало национальным проектом.

— Сейчас у меня 380 учеников, — с гордостью рассказывает Александр Михайлович. — Причем почти треть детей приезжает к нам из соседних пятнадцати деревень. Приезжают как в Америке — на специальном школьном автобусе. Дети очень хотят учиться, часто остаются и после уроков, занимаются в кружках.

Класс информатики из 12 компьютеров, ставший теперь кладовкой вещественных доказательств, с первого дня стал местом массового паломничества. Видевшие компьюторы только по телевизору мальчишки теперь смогли бродить по просторам интернет, писать простейшие программки или просто играть , как это делают их сверстники в городах.

Информатика — любимый предмет. Успеваемость по нему удивляла районных чиновников от образования. Многие старшеклассники готовились сдать экзамены и продолжить компьюторное образование. Кто-то даже зачитывался биографией Билла Гейтса, начавшего писать программы для допотопных компьторах и ставшего главой империи Microsoft.

Но 25 мая прошлого года, перед самыми экзаменами, мониторы машин неожиданно погасли. Жесткие диски вытащили из системных блоков, сами блоки погрузили в микроавтобус и увезли. Старшеклассники, пришедшие как обычно после уроков в компьюторный класс, увидели лишь беспомощно торчащие из розеток шнуры. Они и подумать не могли, что это произошло как раз из-за того самого Билла Гейтса, который был для человеком-легендой.

Сотрудники прокуратуры обнаружили, что на всех машинах стоит программное обеспечение Microsoft с одним и тем же серийным номером. Проще говоря, операционная система Windows и набор прикладных программ MS-Offie были установлены с одного диска, скорее всего пиратского. И Александра Поносова обвинили в компьюторном пиратстве.

И кто нам такую «свинью» подложил?

Любопытно, что сама Microsoft к преследованию Поносова не имеет никакого отношения — прокуратура раскрутила это дело по собственной инициативе. Еще любопытнее, что ни директор, ни его подчиненные эти программы не устанавливали — компьюторы пришли в село уже полностью загруженными.

— Мы и лицензий-то никогда не видали, — пожимает плечами Александр Михайлович. — Когда нам эти компьютеры привезли, я только комплектацию проверил. Все было на месте. Включили — работают. Даже сомнений не возникло. Мы потом пытались выяснить, кто нам такую «свинью» подложил. Но так концов и не нашли.

Строительством и оборудованием школы занималась Верещагинская компания «Сатурн» на пару с частным предпринимателем Семеном Евдокимовым. Следователи допросили обоих. Показания и того, и другого сводились к фразе «Не виноватые мы…». Генеральный директор «Сатурна» Анатолий Козоногов от компьютеров открестился и сказал, что кроме строительства больше ничем его фирма не занималась, а коммерсант хоть и подтвердил, что доставал для школы компьютеры, но объяснил, что к установке программ никакого отношения не имеет. Бизнесменам почему-то поверили и теперь они проходят по делу в качестве свидетелей.

Зато сельский интеллигент Александр Поносов не отрицал, что учил на этих компьютерах детей. Ему и предъявили обвинение. Ущерб, нанесенный корпорации Билла Гейтса, оценили почти в 266.6 тыс. рублей. Это особо крупный размер, и по статье директору школы теперь грозит до пяти лет лишения свободы.

Узнав о том, сколько стоило бы школе соблюдение закона, директор впал в уныние. Четверть миллиона рублей ему бы никогда никто не выделил. И с родителей с их мизерными зарплатами такие деньги не собрать. А значит, компьюторный класс превратился бы в груду бесполезного железа.

Ущерб Microsoft гарантировала возместить Роспечать

Процесс века , который тут же окрестили «Поносов против Гейтса», начался 9 января. Однако представители потерпевшего, то есть империи Билла Гейтса, в суде не появились. Мало того, Microsoft отказалась от всех денежных претензий. Наверное, в корпорации, которая каленым железом выжигает противоправное использование своей продукции, все-таки оценили всю абсурдность ситуации. Наверное, поняли, что победа в этом суде нанесет компании больший ущерб, чем поражение. И что по человечески, программисты компании должны бы приехать в эту школу и бесплатно установить легальные копии своих продуктов.

-Уголовные дела по статье «Нарушение авторских и смежных прав» корпорации Microsoft по всей стране исчисляется сотнями, — заявил «Известиям» юрист Microsoft Александр Страх. Но мы никогда не просили правоохранительные органы о возбуждении этих дел. — В данном судебном разбирательстве в Пермском крае мы являемся потерпевшими, и если суд посчитает что нашего представителя нужно допросить, его вызовут в суд. Но вообще-то мы верим, что все должно завершиться мировым соглашением в связи с примерением сторон.

После этих слов юриста компании, пожалуй, стоит пояснить, что когда только начался суд, в местных газетах появились сообщения, что региональный представитель Microsoft в Пермском крае устно предложил Поносову мировое соглашение. За 80 тыс. рублей. Правда в самой компании этот факт категорически отрицают. А школьный директор тогда отказался.

— Я попросил передать Microsoft, что не буду платить денег. С какой стати, ведь я ни в чем не виноват, — говорит Александр Поносов.

Неоднозначность ситуации оценили и в Москве. На защиту «главного пирата страны» встало Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Его руководитель Михаил Сеславинский входит в Правительственную комиссию по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности. Но не смотря на это Роспечать выразило готовность оплатить Microsoft весь материальный ущерб, если корпорация передумает.

— Вряд ли преподавателя сельской школы можно считать главным интеллектуальным пиратом страны, — заявил Михаил Сеславинский, — если наказывать всех пользователей, то в тюрьме может оказаться полстраны, включая и работников правоохранительных органов.

«За что ему зарплату платят?»

Системные блоки и диски школе после экспертизы вернули. На них уже установили лицензионное программное обеспечение. Со всеми скидками для образовательных учреждений Microsoft согласилась уступить 12 комплектов за 45 тыс. рублей. Такой суммы у школы не нашлось — купили в рассрочку, заплатив поначалу 30% .

— Остальное будем выплачивать постепенно, — говорит Александр Михайлович. — Зато теперь я уверен, что все лицензионное. Полный пакет документов. Все галлограммы проверил. Теперь я в этом вопросе специалист.

Но в прокуратуре сдаваться не намерены. Здесь директора Поносова считают виновным. А то, что он все же приобрел лицензионные программы, теперь даже ставят ему в вину.

— Поносов директор и руководитель, и именно он должен решать такие вопросы, — заявил «Известиям» прокурор Верещагинской районной прокуратуры Александр Троянов. — Иначе за что ему зарплату платят? Как только его привлекли к ответственности, сразу чудным образом нашлись 45 тыс. рублей на покупку лицензионного программного обеспечения. Вопрос решили. Спрашивается, почему же он тогда не нашел выход из положения? Так что и его, и детей несчастными можно назвать весьма условно.

Впрочем, выплатить всю сумму за новые Windows и MS Office школе будет непросто. На какую-то помощь со стороны преподаватели все же рассчитывают. Они вспоминают, что недавно в Москву приезжал сам Билл Гейтс. Он как всегда агитировал за Windows и вроде даже обещал помочь школам в оснащении компьютерами. Чем черт не шутит…

• Мария РОГАЧЕВА, Лариса КАЛЛИОМА

26.01.2007 09:40

«Финансовые Известия»

***