Под Петербургом возрождают уникальный дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум. Один из немногих сохранившихся памятников 18 столетия последние полвека был в полном забвении. Блистательная резиденция строилась по велению Меньшикова, расцвела при Екатерине Второй. А сейчас реставраторам приходится буквально спасать дворцы.

Двери в парадные гостиные Меньшиковского дворца уже давно открываются со скрипом. За 300 лет в музее-заповеднике Ораниенбаум не было масштабной реставрации, и огромные трещины стали неотъемлемой частью дворцовых интерьеров. «Вот тут у нас была очередная протечка, осенью. Но это в углу, и экспонаты не пострадали», — говорит Надежда Янушкевич, экскурсовод музея-заповедника.

Это одна из самых блистательных загородных резиденций, которую для Меньшикова возводил зодчий Антонио Ринальди. Позже, в советское время, во дворце располагался военный научный институт. Дырки в лепнине XVIII века – так на потолке крепили антенны. Уникальный дубовый паркет работы Растрелли тоже со временем пострадал. «Вот следы гвоздей, современные плашки набивались», — продолжает показывать повреждения Надежда Янушкевич.

Лишь теперь дворцы и павильоны этой резиденции скрыты за строительными лесами. Работы начались с укрепления фундамента. Еще немного, и реставрировать было бы нечего. Воды верхних прудов практически размыли грунт под дворцом. Теперь же здесь сделали новую кладку.

«Когда мы расчистили штукатурку, то обнаружили нежный голубой цвет. Посмотрите на цвет. Он похож, как говорится, на бледный цвет бедра испуганной нимфы», — говорит Андрей Чубатюк, директор фирмы-подрядчика реставрационных работ.

Для специалистов эта штукатурка – уникальная находка. Ораниенбаум – единственный пригород Петербурга, который фактически не пострадал во время войны. Это и есть главная ценность музея-заповедника. Здесь все подлинное. «Это все XVIII век, подлинный, мы этим гордимся, сейчас мы больше говорим даже не о реставрации, а о консервации, надо сохранить то, что сохранилось», — рассказывает Виктор Воротников, директор музея-заповедника Ораниенбаум.

Хотя здесь и не было реставрации, резиденция сохранила свою уникальность. Стеклярусный кабинет не хуже Янтарной комнаты. А знаменитая решетка Китайского домика, хоть и небольшая, но по исполнению сродни решетке Летнего сада.

Над решеткой работа кипит в соседней кузнице. Необычный стальной рисунок и тысячи декоративных деталей, большая часть которых утеряна, теперь нужно восстановить.

За первые месяцы реставрации обновили павильон «Катальная горка». Хотя то, чем этот павильон прославился, восстановить все же не удастся. Этот павильон – место главной царской забавы при Екатерине Второй. К зданию была пристроена огромная деревянная горка. По ней летом на специальных колясках на двенадцати колесах скатывались придворные, да и сама императрица. Аттракцион, говорят, был экстремальный. Многие дамы падали в обморок. Чтобы привести их в чувство, им внизу подавали нюхательную смесь.

Саму горку разобрали еще в XIX веке. И теперь ее уже не будут восстанавливать. Все работы должны завершиться через пять лет. Как раз к 300-летию Ораниенбаума. Именно тогда, по словам реставраторов, пригород Петербурга, наконец-то вернет себе имперский лоск, сообщает Вести.ru.

***