На днях Пленум Верховного суда принял необычный документ. В нем — разъяснения для судов: какие приговоры — от штрафа до пожизненного срока — в каких случаях выносить. Главная неожиданность кроется в 10-м разделе документа, где речь идет про отягчающие вину обстоятельства. Пленум Верховного суда разъяснил: отныне если преступление совершено в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, это не будет считаться отягчающим вину обстоятельством.

Пленум Верховного суда на днях принял необычный документ. В нем — разъяснения для судов: какие приговоры — от штрафа до пожизненного срока — в каких случаях выносить. Речь о единообразии — за последние годы в Уголовный кодекс внесено множество изменений, и на местах при определении меры наказания нередко возникает разнобой.

Главная неожиданность кроется в 10-м разделе документа, где речь идет про отягчающие вину обстоятельства. Пленум Верховного суда разъяснил: отныне если преступление совершено в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, это не будет считаться отягчающим вину обстоятельством.

За всю историю нашей страны отношение к пьяным, нарушающим закон, было неровное. До петровских реформ состояние, когда преступник «лыка не вяжет», рассматривалось в качестве обстоятельства, смягчающего наказание. Но эти благодатные для пьяниц времена оказались невечными. Начиная с законодательства Петра и вплоть до последнего советского уголовного закона (УК РСФСР 1960 года) спиртное в организме нарушителя закона отягчало его вину.

В 1996 году норму как обязательную отменили, но суды на местах нередко по привычке добавляли подсудимому за состояние опьянения пару лет. Теперь в каждом конкретном случае суду рекомендуется выяснять, что подвигло человека на преступление. Предположим, что подсудимый — не известный всем в округе алкоголик или его напоили перед преступлением. Тогда нет препятствий к тому, чтобы учесть «невменяемость» в качестве смягчающего наказание обстоятельства. Если же пьянство — стандартный образ жизни, когда человек сознательно приводит себя в такое состояние, чтобы утвердиться в решимости совершить преступление, поблажки ему не будет.

Наталья Козлова

26 января 2007 г.

Российская газета

***