К началу 2003 года в списках избирателей числилось 108,7 млн. человек. К июню их стало 110,7 млн. Накануне парламентских выборов глава ЦИКа Вешняков назвал цифру 109 млн. При подведении предварительных итогов голосования – в списках значилось уже 106,09 млн. В официальном протоколе, итожившем результаты парламентских выборов, там оказалось уже 108,9 млн. человек. Затем за считаные месяцы – с ноября 2003 по январь 2004 года – количество избирателей выросло на 400 тысяч человек, то есть до 109,3 млн. Однако ко дню голосования за президента в списках снова значилось всего 106, 9 млн.

«Проверь себя в списках, рука бюрократа может тебя вычеркнуть». Такой лозунг – предупреждение для электората – выдвинули накануне президентских выборов активисты «Ассоциации в защиту прав избирателей «Голос». «И не ошиблись, – констатирует глава этой межрегиональной общественной организации Лидия Шибанова, – для повышения явки списки уменьшались на людей, не голосовавших на предыдущих выборах: всего примерно на 2 млн. избирателей». В настоящий момент в 26 регионах, в прокуратурах и избиркомах разных уровней рассматривается около 50 жалоб этой общественной организации на жульничества накануне и в день голосования. И в большинстве случаев речь идет именно о манипуляциях со списками избирателей с целью повышения явки.

Каждый второй абонент горячей линии «Голоса» жаловался: «пришел на участок, меня в списках не было», хотя место жительства не менял. По данным правозащитников, в Казани списки «похудели» почти на 5%, в Ставрополе анализ количества избирателей после сверки протоколов думских и президентских выборов показал 4,7-процентное «обрезание», а в Калининградской области, наоборот, утреннее число внесенных в списки к вечеру 14 марта увеличилось на семь с лишним тысяч.

Вот сухая статистика. К началу 2003 года в списках избирателей числилось 108,7 млн. человек. К июню их стало 110,7 млн. Накануне парламентских выборов глава ЦИКа Александр Вешняков назвал цифру 109 млн. При подведении предварительных итогов голосования – в списках значилось уже 106,09 млн. В официальном протоколе, итожившем результаты парламентских выборов, там оказалось уже 108,9 млн. человек. Затем за считаные месяцы – с ноября 2003 по январь 2004 года – количество избирателей выросло на 400 тысяч человек, то есть до 109,3 млн.

Однако ко дню голосования за президента в списках снова значилось всего 106, 9 млн. «Это вполне объяснимо, – утверждает секретарь ЦИКа Ольга Застрожная. – Всей системой избирательных комиссий была проведена огромная работа по уточнению списков избирателей и исключению оттуда двойных упоминаний об одном и том же избирателе. В этом нам активно содействовали министерства и ведомства, которые занимаются учетом избирателей. И это принесло свои плоды».

Заметим, однако, что операция по удалению двойников имела исключительно временный эффект: по окончании голосования в списках снова (как и после парламентских выборов) значилось 108 млн. избирателей. То есть вся огромная работа по уточнению списков была проделана с погрешностью почти в 2 млн. избирателей.

И эта история происходит не в первый раз. Так, по итогам парламентских выборов 1999 года в списках было 108,07 млн. человек. К последовавшим за ними президентским выборам 2000 года списки «уточнили» до 106,3 млн., а при подведении итогов голосования электорат вырос до 109,3 млн. человек.

Примечательно, что на случай нелицеприятных вопросов у Центризбиркома есть один, но железный довод. Формирование списков избирателей – это забота исполнительной власти, объяснили там в свое время «НГ». Списки составляют главы местного самоуправления, а итоговые цифры на уровне регионов предоставляют губернаторы. Как признался незадолго до президентских выборов глава Центризбиркома Александр Вешняков, отчета у губернаторов – за счет чего в очередной раз выросла списочная численность избирателей – не спрашивали. Но, похоже, такая неразбериха с электоральной массой вполне устраивает отвечающее за выборы ведомство.

«Тщательная чистка списков избирателей – традиционный способ обеспечения явки, – говорит председатель Межрегионального объединения избирателей и член одной из столичных участковых избирательных комиссий Андрей Бузин. – Закон предусматривает «уточнение» списков в период, предшествующий голосованию. Это уточнение приобретает характер демографической катастрофы: выявляют только убывших, прибывших стараются не замечать. По окончании кампании, когда снова приходит время отчитываться по спискам избирателей – а это делается два раза в год, – считают уже всех, в том числе и прибывших. Поэтому количество избирателей резко возрастает. Это традиционная технология повышения явки, и, я думаю, она будет актуальна как минимум в течение ближайших четырех лет».

Конкретный пример манипуляций с количеством избирателей на последних президентских выборах приводит самарский координатор «Голоса» Людмила Кузьмина, член ТИК, не подписавшая итоговый протокол: «Была дана команда чистить списки, и в 833 комиссиях было вычищено 130 избирателей в последний час до окончания выборов». Попытки уличенных избиркомов прикрыться данными паспортных столов опровергла и наблюдатель из Ставрополя Ольга Вахтангова: «Мы присутствовали на заседаниях ТИК, где давали указания, как урезать списки». Но доказать что-либо очень сложно, признают правозащитники, поэтому жалобы составляются в основном по факту несброшюрованных списков. Такие хитрости были замечены в Омске (в нарушителях – 30% избирательных участков), Волгограде («отличился» почти весь Центральный район), Челябинске, Барнауле, Краснодаре. Пока из местных избиркомов и прокуратур на жалобы общественников приходят отписки. Но активисты «Голоса» твердо намерены довести эти дела до суда.

Виктор Шендерович, член Комитета «2008: свободные выборы», комментирует эту ситуацию следующим образом: «Я уже столько раз вспоминал историю с мертвыми душами – будьте уверены, эти гоголевские «персонажи» в нужный момент обязательно появятся, чтобы проголосовать за барина. Нужно бы однажды применить к организаторам выборов ровно то, что предусматривает Уголовный кодекс РФ. Там есть статья «захват власти» и подпункт – «фальсификация выборов» (если не ошибаюсь, от четырех лет). Но эти соображения носят гипотетический характер, потому что те, кто должен это применить, – они тоже в доле. Поэтому и создан «Комитет-2008», который ставит своей задачей как-то воздействовать на публику, на электорат. Потому что во всем мире власть с удовольствием сделала бы то же самое. Но не везде ей это позволяют».

Анастасия Корня, Кира Латухина

Независимая Газета № 63(3178) 30 марта 2004 г.

Независимая Газета

*