Одним из главных итогов российских реформ стало появление в стране особого класса — среднего. Не правящего и не угнетенного, но крайне важного для государства. Не богатых и не бедных, не пассивных и не истеричных, вполне самодостаточных граждан. Именно на таких покоится — будто древняя модель Земли на трех китах — благосостояние, самоуважение и стабильность любой развитой страны.

Ученые из Института социологии РАН провели серию крупномасштабных и по сути уникальных исследований российского среднего класса. Сегодня «Российская газета» первой из СМИ публикует подробное изложение их доклада.

Выяснилось много любопытного. Средний класс в России действительно может стать локомотивом общества. Это энергичные, законопослушные и целеустремленные люди, вовсе не циники, хоть и в значительной своей части апатичные к политике. Все, что им сейчас требуется, — малая толика внимания со стороны государства к их нуждам. Именно этого они пока никак не дождутся.

А вы кто?

Самый главный для ученых вопрос звучал несколько странно: средний класс — это кто? Суждения о том, каких граждан можно к нему причислить, расходятся. Неясен критерий отбора. Что важнее — мнение о себе самих людей? Уровень их доходов, который должен быть не ниже некоего оптимума? Обладание неким набором дорогостоящего имущества (помните у Галича идеал благополучия по-советски — «я живу теперь в дому — чаша полная. Даже брюки у меня — и те на молнии…»)? Многие социологи делят российский средний класс на «старый» и «новый». К старому относятся мелкие буржуа отечественного разлива, имеющие свой небольшой бизнес или получающие дивиденды от экономического капитала. «Новые средние» — служащие, менеджеры, вообще наемные работники нового типа, это люди, обладающие властными полномочиями или способные на рывок вверх в силу личных и профессиональных достоинств. Ряд ученых пытается мерить наш средний класс западными мерками и применять все критерии сразу.

Вся эта путаница сильно осложняет подсчеты. Цифры варьируются от 2,1 процента (то есть практически полного отсутствия среднего класса) до «примерно четверти населения». По оценкам социологов ИС РАН, нащупавших истину где-то посередине и применивших собственные комплексные критерии оценки, к среднему классу (включая его «верхнюю» часть) могут быть отнесены 20-22 процента экономически активного городского населения России. Если же оценивать все население России, то доля в нем таких людей почти в полтора раза меньше — лишь около 14% (и 18% среди работающих).

Живут представители среднего класса в основном в крупных городах. В поселках городского типа и в селах их ровно в два раза меньше. Да и город городу рознь. В мегаполисах-миллионниках таких людей около 28 процентов от всего экономически активного населения. В просто больших — с населением свыше 250 тысяч — до 24 процентов. Когда в населенном пункте меньше четверти миллиона жителей, сразу утончается и прослойка «середняков»: не больше 13 процентов.

Кроме того, уточняют исследователи, около трети активного городского населения (то есть 22 процента всех россиян) — это так называемая «периферия» среднего класса. Те, кому для вступления в его стройные ряды, по мнению социологов, не хватает совсем чуть-чуть: кому дохода, кому — профессионального уровня, кому — образования. По западным меркам, высокооплачиваемые и высококвалифицированные рабочие вполне могут считаться представителями СК. В России, где опытный учитель порой получает меньше дворника, а доходы простого нефтяника только снятся производителям ракет или высокоточных приборов, ученые понимают, что сухую теорию приходится проверять практикой, в которой отраслевые перекосы сплошь и рядом.

Бурный рост среднего класса пришелся на рубеж веков, последефолтные времена. В 2003 г. эта прослойка составляла около четверти населения России. В 2006-м она утончилась — лишь 20-22 процента. При этом часть среднего класса ушла, по оценкам социологов, «на периферию» группы: меньше стало денег, уверенности в будущем, возможностей реализовать свой человеческий потенциал… Как это ни парадоксально, не помог даже пролившийся на страну золотым дождем поток нефтедолларов. Труд рядового представителя среднего класса по-прежнему недооценен, его доходы растут медленнее, чем в среднем по стране. По оценкам ученых, от экономического роста выиграли пока скорее рабочие средней квалификации, занятые физическим трудом: из-за нехватки рабочей силы работодатели вынуждены повышать ставки для этой категории трудящихся.

Впрочем, объективные данные нередко расходятся с субъективными суждениями. Если говорить о самооценке россиян, то все большее их число, вопреки мнению ученых, причисляют себя именно к среднему классу. В чем причина? Социологи ИС РАН считают, что если раньше граждане не моргнув глазом прибеднялись и занижали свои доходы, то сейчас стало немодным и даже неприличным зачислять себя в низы общества и, получая право на помощь, тем самым заявлять о своей «ущербности».

Новые и старые

По данным Росстата, за последние 15 лет число тех, кто занят в госсекторе экономики, плавно снижается, а доля «частников» плавно растет. Именно поэтому значительная часть среднего класса трудится на приватизированных или новых частных предприятиях — почти 35%. В государственном секторе сосредоточена наибольшая доля респондентов: 54% представителей СК, 60% его периферии и 41% прочих массовых слоев.

Подробнее: «Российская газета«

***