Концерты вокалиста британской группы Tindersticks Стюарта Стейплса накануне выхода его нового альбома пройдут в клубе Ikra 23—24 января. Tindersticks играет действительно грустную музыку, в тон своему названию, которое можно перевести как «хруст осенних веток»: с момента возникновения группы в начале 90-х Стюарт Стейплс не изменял инди-року, известному своей мрачной эстетикой.

Tindersticks признаются: «Мы пишем только ту музыку, которую нам самим приятно играть. А если она кому-то не нравится, может просто ее не слушать». Неторопливые мелодии, аранжировки в стиле рок-баллад 60-х и первых дископесен 70-х, хорошие кавер-версии песен Дэвида Боуи и Луи Армстронга, меланхоличные тексты, слегка дрожащий, пронзительный голос Стюарта Стейплса.

Первый альбом группы 1993 года назвали «альбомом года», а их концерт в Амстердаме в 1995 году признали одним из лучших выступлений в Бенилюксе. В том же году Tindersticks записали живой альбом The Bloomsbury Theatre 12.3.95 в сопровождении оркестра. Стейплс вспоминает: «Выходишь на сцену с гитарой наперевес, а вместе с тобой — 25 человек со скрипками. И вот идешь и малейшего представления не имеешь, понравится это хоть кому-нибудь в зале или освищут сразу». Не освистали: вместе с оркестром группа объездила всю Европу. В следующий раз Tindersticks удивили публику, когда отыграли в Лондоне пять вечеров подряд с полным аншлагом. Каждый концерт имел свое название: например, «Похмельный вечер». Их саундтрек прославил авангардный фильм Клер Дени «Ненетт и Бони» (1996).

Недавно у Стюарта, которого сравнивают с Ником Кейвом и Леонардом Коэном, вышел сольный альбом Leaving Songs (2006), как водится, в меланхоличной эстетике группы. Самая яркая песня — Dance with an Old Man — спета почти а капелла под едва слышную гитару.

Пустынные мегаполисы, таинственные поезда, долгие дороги, сигаретный дым в тусклом свете фонарей — система образов что у раннего Джармуша, лучше кого бы то ни было описавшего состояние потерянного человека в потерянном мире. Воздушные скрипки, дымчатая акустика, горчащие мелодии, декадентская красота — здесь вспоминаются поздний Ник Кейв, или Леонард Коэн, или самые медленные и пронзительные вещи Brazzaville; меланхоличная, серьезная и скромная музыка для людей, честных с самими собой. Британский бэнд Tindersticks — что театральный (или кинематографический) оркестрик, озвучивающий одиночество, вечную тоску и сны о чем-то большем; дрожащий голос их лидера Стюарта Стейплcа — что внутренний голос, нашептывающий, что все как-то не так, но надежда есть, а жизнь, так или иначе, прекрасна. Оркестрованные блюзы, хмурый англоязычный шансон, похмельные думы, невеселый, но невообразимо прекрасный стилл-лайф — вот что такое Tindersticks, вот откуда берется их волшебство, вот почему, единожды услышав, их музыку хочется сохранить при себе на всю жизнь. В «Икру» Стейплc едет вскоре после выхода своего сольного альбома «Leaving Songs» — тихих, дивно пронзительных песен об уединении и самосозерцании — и сразу с двумя выступлениями, которые не будут похожи друг на друга. Даже самые языкастые посетители предыдущего концерта Tindersticks в Москве (он случился аж пять лет — в другую, по сути, эпоху) отзываются о нем восторженными междометиями; вживую эта музыка расцветает всеми красками, проникает прямо в душу. Самый трепетный и красивый концерт московской зимы. Не пропустите.

23/01

21:00

По информации журнала «Профиль» и сайта Клуба Ikra

***