Допрос в прямом эфире. Россия развивает электронные формы суда и следствия
Россия предложила совершенно новую форму международного сотрудничества правоохранительных органов: по телевизору. При помощи высоких технологий можно допрашивать свидетелей и подозреваемых, не пересекая границ. Прецедент был создан в одной из мордовских колоний: местные заключенные ответили в прямом эфире на вопросы немецких следователей.
Как стало известно «РГ», германские правоохранительные органы расследуют уголовное дело о крупных поставках наркотиков через нашу страну в государства Центральной Европы. В составе организованной преступной группы были и российские граждане. Немецким следователям стало известно, что в одной из мордовских колоний отбывают срок трое человек, которые могут кое-что прояснить по этому делу. Но как с ними связаться?
По международным правилам в подобных случаях надо направить запрос в другую страну, в данном случае — в Россию. Дальше российские следователи могли сами допросить заключенных: все необходимые вопросы были в письме из Германии. А могли дождаться германских коллег и опять же допросить, но уже в присутствии иностранных гостей.
Однако Генпрокуратура России предложила иной путь: провести телемост. Спутниковая связь соединила земельный суд Гамбурга и российскую колонию, расположенную в Мордовии. Всего состоялось три сеанса связи, каждый допрос длился несколько часов.
— По мнению немецкой стороны, прокуратура Мордовии организовала оперативное и качественное выполнение запрашиваемых процессуальных действий с учетом норм как российского, так и германского законодательства, — сообщили в Генеральной прокуратуре.
Новая технология открывает широкие возможности. Теперь в случаях, когда следствие вынуждено перешагивать через границы, многие проблемы можно решать гораздо быстрее, не дожидаясь виз, не тратя командировочных.
Теоретически точно так же следователи Скотленд-Ярда могли пообщаться прямо из Лондона со свидетелями по делу Литвиненко, а российские — встретиться с фигурантами громких дел, скрывающихся в Лондоне, если последние по каким-то причинам испугаются встречаться лично. Правда, для этого нужны две вещи: официальное согласие английских властей и хорошая связь с Британией. Неизвестно, позволят ли технические возможности английской стороны провести в ближайшее время что-то подобное.
Конечно, Англия не какая-нибудь отсталая страна, просто у них не было необходимости оснащать суды подобными системами. А в России с ее расстояниями системы видеоконференцсвязи стали настоящим спасением: не надо возить заключенных через всю страну. Сегодня арестант, сидящий, скажем, в Хабаровске, может принять участие на процессе в Верховном суде, оставаясь в местной камере сизо.
Создавать систему видеоконференцсвязи, соединяющую российские суды и остроги, начали еще в 2000 году. За основу был взят пилотный проект — линии между Челябинским областным судом и местным сизо. После Верховный суд РФ начал строить федеральную систему видеоконференцсвязи.
В перспективе видеосвязь соединит абсолютно все суды (даже районные из самых отдаленных уголков) и многие следственные изоляторы.
Сегодня системы позволяют даже рассматривать дела с подключением камер (во всех смыслах этого слова) в нескольких следственных изоляторах.
Например: если в уголовном деле участвовало несколько человек, и они содержатся в разных острогах и даже в разных городах, то собирать всех вместе нет нужды. Телевизоров хватит — всех выведут на «большой» экран практически одновременно. Теперь, как считают в Генеральной прокуратуре, можно шире использовать высокие технологии и для международного сотрудничества: камеры в России уже приготовлены.
Пишет «Российская газета»
*