Китай создал ракету-киллера
Китайская баллистическая ракета среднего радиуса действия с кинетической боеголовкой сбила китайский же устаревший метеорологический спутник массой 750 кг, находившийся на околоземной орбите на высоте почти 900 км. Произошло это еще 12 января в половине второго ночи по московскому времени, о чем западные СМИ сообщили с опозданием как минимум на неделю. Эта новость немедленно стала одной из главных. До этого возможностью поражать объекты на околоземных орбитах располагали только Россия и США.
Если пуск китайской ракеты действительно состоялся и был успешным (до него зафиксированы три неудачных испытания), можно считать, что начался новый этап «звездных войн», а Китай стал по-настоящему космической державой, имеющей как системы защиты, так и нападения.
США тут же попросили китайскую сторону предоставить детальную информацию, что это было за испытание и с какой целью проводилось. Американцев интересует прежде всего военная сторона дела — китайская ракета может «достать» американские военные спутники связи, аппараты навигационной системы GPS, данные с которых используются в разведке и высокоточном оружии. Стратеги во всем мире признают, что в случае крупномасштабной войны целями первой очереди станут космические аппараты связи и навигации, чтобы ослепить и оглушить политическое руководство и военное командование, тем самым дезорганизовав оборону. Это влечет за собой перенос военных действий в космос. Беспокоит США и большое количество космического мусора. По данным Союза обеспокоенных ученых, сбитый китайский спутник мог рассыпаться на сотни тысяч или даже миллионы обломков размером от мельчайших пылинок до 10 см.
Озабоченность китайскими ракетными испытаниями выразили и другие страны. Индийские специалисты, например, пытаются оценить реальный потенциал угрозы и предпринять адекватные шаги. Индия как раз завершает программу создания собственной системы спутникового наблюдения и разведки. Она позволит индийским военным отслеживать перемещения войск, дислокацию ракетных установок, военных объектов соседних государств, лучше контролировать собственное воздушное пространство. Вместе с тем многие страны, несомненно, будут комментировать нынешний шаг Китая в том духе, что он вызван политикой США, по сути возрождающих гонку вооружений. Поэтому, опасаясь американского вооруженного вмешательства, обладающие для этого хотя бы минимальным потенциалом государства постараются иметь в своем распоряжении какой-то вид оружия массового поражения, которое способно играть роль инструмента сдерживания (и даже шантажа).
Подстегнуло потенциальных участников космической гонки и относительно недавнее заявление американского президента Джорджа Буша о том, что США намерены сбивать все неопознанные спутники и даже отказывать в доступе в космос своим противникам. Сами США последние пуски, подобные китайскому, осуществляли в рамках программы «звездных войн» в 1985 году. Продолжать подобные испытания Штаты, по заявлениям Белого Дома, не планируют. Главным образом именно из-за большого количества обломков, которые сохраняются на орбите от 10 до 20 лет и могут представлять опасность для не имеющих сегодня защиты комических аппаратов.
Поскольку твердые международные правила использования космического пространства отсутствуют, запуск китайской ракеты-киллера является вполне легальным. Международное сообщество может выражать недовольство только отсутствием консультаций со стороны Китая и неожиданностью случившегося. Теперь в обиход, возможно, будет введен запущенный одним из военных экспертов термин «космическое хулиганство».
Глава российского военного ведомства Сергей Иванов назвал сообщение о запуске китайской баллистической ракеты «сильно преувеличенным». Сам запуск, по мнению г-на Иванова, не имеет «противоспутниковой основы». Остается только гадать: либо это действительно так, либо министра обороны России просто вовремя не проинформировали. Хотя у России имеется достаточно средств для определения достоверности пуска, о котором идет речь. Это спутники и наземные средства системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН), контроля космического пространства (ККП) и противоракетной обороны (ПРО). Интересно, что свое мнение Сергей Иванов высказал спустя неделю после пуска.
Возможно, поделился с «Временем новостей» источник в российских военно-дипломатических кругах, Китай получил от России неофициальное «добро» на проведение перехватывающего пуска. Ведь китайцы отдают себе отчет в том, что необъявленный пуск их ракеты мог стать «спусковым крючком» для ракетно-ядерного удара со стороны России. Полная самостоятельность Поднебесной в таком серьезном деле маловероятна. До этого Китай согласовывал с Россией и куда менее значимые шаги в военной сфере. Нельзя сбрасывать со счетов большую зависимость от России китайского оборонного потенциала, а также обоюдное желание двух стран возродить «многополярный мир».
Так или иначе, нужно время, чтобы убедиться в истинных целях пуска ракеты и его результатах. Тем более что сами китайцы по-восточному неопределенно комментируют случившееся, воздерживаясь от прямых заявлений о том, что были проведены испытания оружия, способного поразить спутник на орбите.
В 70—80-е годы прошлого века у СССР и США уже были системы уничтожения спутников. У нас она называлась, утверждает бывший начальник Главного управления международного военного сотрудничества Леонид Ивашов, ИС-1 (истребитель спутников). Были также разработки электронной пушки для уничтожения космических аппаратов, спутники пытались «ослепить» с помощью электронных средств. Следующим шагом может быть отработка более эффективных противоспутниковых действий, когда «космические аппараты сбивают непосредственно в космосе — оружием с других космических аппаратов». Более того, есть наработки по «снятию» чужого спутника с орбиты с помощью, например, корабля типа «шаттл».
Россия уже предложила заключить конвенцию по демилитаризации космоса, чтобы исключить возможность вывода в космос оружия, особенно ядерного. Еще в начале 80-х годов прошлого века СССР предлагал уйти от разработки и испытаний противоспутникового оружия. Однако США пока противятся каким бы то ни было ограничениям на военную деятельность в космосе. Теперь эта тема неизбежно всплывет вновь.
Николай ПОРОСКОВ
***