Авиакомпании ответят за задержки рейсов. Штрафы могут достичь 250–600 евро
Минтранс России планирует увеличить штрафы для авиакомпаний за задержки рейсов, доведя размеры денежных взысканий до европейского уровня.
В пятницу Интерфакс со ссылкой на источник в Федеральном агентстве воздушного транспорта (Росавиации) сообщил, что глава Минтранса Игорь Левитин поддержал переход России на приближенную к европейской систему санкций для авиаперевозчиков. Сегодня в случае задержки рейса российский пассажир может рассчитывать на компенсацию из расчета 25 рублей за час задержки. Если Минтранс введет европейские стандарты штрафов, то компенсации вырастут до 250–600 евро. В этом случае не исключен рост цен на билеты и увеличение количества исков против авиакомпаний.
начале 2006 года Европейский арбитражный суд подтвердил новые директивы Евросоюза о размере компенсации за задержки авиарейсов. Если пассажирам приходится ждать более 2 часов, авиакомпания обязана обеспечить им бесплатную еду и напитки, а в случае необходимости – номер в отеле. В случае задержки более 5 часов авиакомпания обязана либо компенсировать стоимость билета и выплатить штраф, либо бесплатно доставить клиента к месту назначения самолетами другой авиакомпании. В случае нехватки мест пассажир получает 250 евро при дальности полета до 1500 км за пределы Европы, 400 евро – при дальности до 3500 км и 600 евро – в случае полета на дальность более 3,5 тыс. км.
Как известно, в период новогодних отпусков несколько российских авиакомпаний допустили многочасовые задержки вылетов. В частности, пассажиры «Трансаэро» не могли вылететь из Египта в течение 15 часов, рейс «Красноярских авиалиний» был задержан в ОАЭ, и пассажиры свыше 14 часов провели в терминале аэропорта. А пассажиры «ВИМ-Авиа» около двух суток провели в аэропорту итальянского Римини. При этом пассажиры не были размещены в гостиницах, а иногда и не обеспечены горячим питанием.
«Запоздалая реакция Минтранса на бесправие российских пассажиров возникла только после того, как в переделку попали нерядовые пассажиры и в дело вмешалась Общественная палата», – заявила «НГ» пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. «Одна из статей российского Воздушного кодекса позволяет авиакомпаниям совершенно безнаказанно откладывать рейсы по причине технической неисправности самолетов, а копеечные штрафы делают иски против авиакомпаний бессмысленными», – считает Тюрина. В то же время увеличение штрафов, по ее мнению, неизбежно приведет к росту цен на авиабилеты и переходу части туристов с чартерных рейсов на регулярные. «Уже сегодня многие пассажиры отказываются от полета на чартере, чтобы не подвергать себя риску многочасового бдения в аэропортах», – говорит Тюрина.
Новости об увеличении штрафов в российских авиакомпании большого восторга не вызвали. «Компенсации неудобств пассажирам в добровольном порядке кажется нам более разумной мерой, хотя если будет принято новое законодательство о штрафах, нам придется его выполнять», – заявил вчера «НГ» директор по связям с общественностью «Трансаэро» Сергей Быхал. По его словам, некоторые российские перевозчики уже сегодня бесплатно доставляют пассажиров до конечной точки маршрута в случае опозданий на пересадочный рейс.
Когда именно в России вступят в силу европейские правила взимания штрафов за задержку авиационных рейсов, в Минтрансе прогнозировать не берутся.
22.01.2007
Михаил Сергеев
*