По прогнозам финансовых аналитиков, российский рынок легкой промышленности ожидает существенный прирост — до 20% в год При этом эксперты делают оговорку на то, что конкуренцию дешевому и низкокачественному китайско-турецкому текстилю могут составить лишь крупные компании, работающие на рынке отечественного легпрома. Отсутствие социальных и экономических стереотипов, гибкость, наличие современного оборудования и сильные финансовые возможности — необходимое условие для участников «конкурентной схватки».

Мелкие компании, и без того елееле держащиеся на плаву, противостоять натиску конкурентов-гигантов из-за рубежа будут просто не в состоянии. В особенно сложном положении окажутся предприятия с небольшим, нередко единичным, ассортиментом, занимающим низшие позиции в ценовом сегменте. Большинство из них физически не могут строить планы дальше, чем на два-три месяца вперед; все их силы нацелены на то, чтобы просто выжить.

Уже в начале этого года крупные холдинги легпрома («Волжская текстильная компания», «Русский альянс», «Нордтекс», «Новокуйбышевская фабрика», «Казанский льнокомбинат» и др.) заявили об увеличении своих показателей, наметив при этом необходимость скорейшей модернизации производства. На их фоне судьба других предприятий, расположенных в Поволжье, выглядит почти безнадежной. Тезис о неизбежности поглощения этих предприятий более крупными игроками, казалось бы, лежит на поверхности — однако далеко не все эксперты готовы согласиться с подобным прогнозом. Значительные потери в продажах, устаревшая маркетинговая концепция (там, где она вообще есть) и оборудование времен царя Гороха — не самое лучшее «приданое» предприятий-аутсайдеров. Сюда же можно прибавить постоянно растущую социальную напряженность и отсутствие квалифицированных специалистов — заработная плата в том же ЗАО «Русь» не превышает, по некоторым данным, трех тысяч рублей. Худо-бедно держаться на плаву «Руси» позволяет арендная плата за сдаваемые в наем производственные помещения. Собственно управление фабрики — некогда лидера трикотажной отрасли — теперь, вместе с двумя-тремя компьютерами, составляющими все техническое обеспечение менеджмента, умещается в нескольких давно не ремонтируемых кабинетах.

Четыре года назад у фабрики еще была возможность, как считают, выправить ситуацию. Об этом может свидетельствовать пример челябинских трикотажных предприятий, некогда находившихся в несравнимо худшем по сравнению с «Русью» положении, но сегодня выпускающих качественную продукцию с развитой сетью сбыта. На сегодняшний день, по мнению экспертов, шансы на возрождение «Руси» почти упущены. Не в последнюю очередь это произошло из-за неповоротливости руководства: оборудование и недвижимость фабрики не переоценивались десятки лет, рентабельность балансирует на нулевой отметке. Планы топ-менеджмента ограничить вложения в модернизацию производства всего лишь несколькими миллионами рублей вызывают у специалистов недоумение, если не откровенно скептическую усмешку. Еще один важный факт, который не способствует стабильности предприятия, — укоренившиеся слухи о том, что «Русь», по сути, уже отдана на откуп неким теневым структурам, якобы подмявшим под себя весь сбыт некогда процветавшего предприятия.

Если крупные корпорации не сочтут целесообразным интегрировать «Русь» в какой-либо из ведущих холдингов легпрома, рабочим и руководству фабрики останется надеяться только на поддержку региональных властей. Пожалуй, только так можно погасить растущее на предприятии социальное напряжение.

Алексей Чернов.

20 января 2007 г.

Пишет газета «Симбирский курьер»

*