Молодая мама из города Саров Нижегородской области Татьяна Баныкина не согласна с тем, что государство ограничило пособие по беременности и родам («декретные») определенной суммой. В четверг Конституционный суд рассмотрел ее обращение. По закону женщина получает за декрет сумму, равную ее средней зарплате за 140 дней (70 дней до родов и 70 — после). Но, каким бы ни был ее заработок, больше 16 125 рублей ей все равно не положено. Жительница Сарова считает это нарушением Конституции и требует уравниловку отменить. Если у нее получится, государству придется реформировать всю систему социального страхования.

Татьяне Баныкиной 30 лет. Ее старшей дочери Владе 9 лет, а младшей Дарье — 2.5 года. Появление «в планах» Даши как раз и заставило Татьяну задуматься о своих правах. «Принимая решение о рождении ребенка, наша семья рассчитывала на свой уровень дохода, который достигался нами годами путем получения высшего образования, стажа работы более 8 лет», — пишет она в своей жалобе в Конституционный суд. А доход у нее уж точно выше среднего. Татьяна — начальник юридического отдела в агентстве недвижимости, которое является в Сарове основным застройщиком.

Максимальный размер «декретных» ограничен законом о бюджете фонда социального страхования. Когда Татьяна была беременна, максимальная сумма составляла 11 700 рублей (в этом году планку подняли до 16 125 рублей). В итоге за 140 дней декрета Татьяна получила 52 тысячи рублей. А если бы ей выплатили всю сумму, исходя из ее зарплаты, она была бы вдвое больше — 102 тысячи.

Татьяна решила бороться. Она подала иск в Саровский городской суд с требованием выплатить ей пособие в размере полного среднего заработка без ограничений. Суд сразу принял ее сторону. Но радоваться было рано. Коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда решение отменила, а в иске отказала. Так, шаг за шагом, Татьяна дошла до Конституционного суда.

Мы прочитали жалобу, которую вчера рассмотрел высший судебный орган страны. Три страницы мелкими буквами. Многое неспециалисту непонятно. Но ясно, что аргументы там серьезные. Татьяна пишет, что вообще-то размер выплат определяет закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», где и записано, что выплаты должны соответствовать средней зарплате. В свою очередь, закон о бюджете фонда социального страхования «вообще не является актом законодательства о государственных пособиях» и «следовательно, не может регулировать эти вопросы». Эти ограничения, считает молодая мама, нарушают права и свободы всех женщин, гарантированные им Конституцией.

В Конституционном суде отношение к жалобе Татьяны Баныкиной скептическое. «Никто из выступавших вчера Баныкину не поддержал. Ведь социальные выплаты — это особая вещь. Это помощь государства в том числе и слоям, никем не защищенным», — заявила «Известиям» глава пресс-службы КС Анна Малышева. Если ограничение по размеру пособия отменить, считает представитель правительства в КС Михаил Барщевский, работница газовой отрасли получит от государства 30-40 тыс. рублей, а учительница — лишь около 3 тыс. рублей: «Это будет равенство?» Да и вообще, по его словам, социальные выплаты вовсе не замена заработка, а лишь самые необходимые средства для проживания мамы и ребенка.

На самом деле все не так просто. Конечно, пособие по беременности и родам платит государство. Но, с другой стороны, ведь и мы платим государству налоги. И чем больше зарплата — тем больше перечисляется единого социального налога, подоходного и т.п. Было бы глупо, если бы, скажем, мы отдавали налоги только с зарплаты, не превышающей 16 125 рублей. А все, что сверху, — без налогов. Поэтому логично, что человек с большой зарплатой может рассчитывать на соответствующее пособие от государства. Где же тут справедливость? «Вопрос о конституционности поставлен обоснованно», — согласилась представитель Совета федерации в КС Елена Виноградова.

Свое решение Конституционный суд вынесет примерно через месяц. Юристы говорят, что жалобу Татьяны вполне могут удовлетворить, иначе суд вообще не принял бы ее к рассмотрению. И тогда миллионы российских женщин смогут получить дополнительные пособия, а правительству срочно придется переписывать бюджет и множество других законов. Но Татьяне это не поможет. «Я не думаю, что этот закон будет иметь обратную силу, — сказала «Известиям» адвокат компании «Правовые инициативы ХХI век» Ксения Авходиева, — если только это не будет специально прописано в новом законе». Но едва ли депутаты захотят искать в бюджете миллиарды рублей на компенсацию давно прошедшей беременности. Если только еще кто-нибудь не дойдет до суда.

Финансовые Известия

***