В 2007 году 83 из 86 субъектов Российской Федерации примут участие в эксперименте по введению Единого государственного экзамена. Предполагается, что 70% российских выпускников XI (XII) класса будут сдавать экзамены именно в форме Единого госэкзамена. Свидетельства о результатах ЕГЭ можно будет направить в 2000 средних специальных учебных заведения и 1800 вузов и их филиалов.

Единый госэкзамен будет проводиться по 13 общеобразовательным предметам: русский язык, математика, физика, химия, биология, география, история России, обществознание, литература, английский, немецкий и французский языки, а также информатика. В контрольно-измерительных материалах текущего года будет существенно увеличено внимание к оценке предметной компетентности, т.е. способности средствами общеобразовательного предмета решать проблемы, близкие к реальным. В тестах будет уменьшено число заданий на выявление фактологических знаний выпускников, и увеличено число заданий, ориентированных на оценку уровня творческого мышления.

Единый государственный экзамен вводится с целью создания единой объективной системы оценки качества подготовки выпускников общеобразовательных учреждений и абитуриентов. С учётом результатов ЕГЭ в 2006 году было зачислено около 500 тыс. абитуриентов в 1650 вузов и филиалов; из них – 35% иногородних и 25,5% – из сельской местности. Это еще раз подтверждает эффективность ЕГЭ, как инструмента повышения доступности профессионального образования, в первую очередь, для способной молодежи из малообеспеченных семей и отдаленных от вузовских центров мест проживания.

В 2006 году 100 баллов по разным предметам получили 496 выпускника и абитуриента. Кроме того, в соответствии с Положением о проведении единого государственного экзамена 153 победителям всероссийских и международных олимпиад в свидетельства о результатах ЕГЭ было выставлено по 100 баллов по соответствующим предметам.

Выборочные инспекционные проверки, проведенные сотрудниками Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и представителями государственных экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации, независимых от региональных органов управления образованием, выявили в 6 регионах отдельные факты нарушений. Основные нарушения в субъектах РФ были связаны с неудовлетворительной подготовкой распорядительных и нормативных документов, подготовкой специалистов, привлекаемых к проведению ЕГЭ, несоблюдением информационной безопасности и порядка проведения ЕГЭ участниками и организаторами в пунктах проведения экзамена.

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (июнь 2006 года) 43% опрошенных граждан Российской Федерации положительно оценивают возможность поступить в вузы/ссузы без дополнительного экзамена. Среди позитивных изменений в отечественном образовании с переходом на ЕГЭ респонденты отмечают, прежде всего, обеспечение равных возможностей для способных выпускников школ из регионов поступать в лучшие вузы страны (26%) и упрощение процедуры поступления в вузы (23%). 19% опрошенных полагает, что с введением ЕГЭ российское образование приблизится к международным стандартам.

*