Як-15 снова в бою. Сегодня хоккейная Россия матчем звезд отметит 60-летие легендарного форварда Якушева
…Якушев выходит на пенсию? Не смешите! Какая еще пенсия, она же в 60 лет мужчинам у нас полагается — а этому подтянутому мужчине на вид и “полтинника” не дашь… Говорите, ему ровно 60 в начале января исполнилось? Быть такого не может! Проверим-ка в справочниках… М-да, так и есть. Не могут же врать энциклопедии!
Как не врут они и тогда, когда сообщают, что Александр Сергеевич — 2-кратный победитель Олимпийских игр, 7-кратный чемпион мира и Европы, 3-кратный чемпион СССР (а в составе “Спартака” тогда союзное “золото” было взять куда сложнее, чем мировое — с партнерами по сборной). Что в чемпионатах страны он провел под 600 матчей и забросил 339 шайб. Что в 2003 году Якушев был избран в Зал славы Международной федерации хоккея…
Сегодня, 19 января, хоккейная Россия поздравит легендарного форварда матчем звезд в “Сокольниках”: действо начнется — внимание! — в 18.00. А накануне Александр Сергеевич как наш давний друг, конечно же, не мог не побывать в редакции “МК”. Даже мы, знавшие про него вроде бы немало, открыли для себя много интересного. И спешим с вами поделиться.
Итак, Якушев…
…про первые шаги в хоккее
— Моя история не отличается от историй миллионов мальчишек. Жили мы совсем рядом со стадионом “Серп и молот”. Отец работал на заводе, а я пропадал на спортивных площадках. Летом — футбол, зимой — хоккей… Сначала играли на льду вообще без коньков, потом, когда возраст подошел, записался в команду. Принимали, правда, только 44-й год рождения, не младше. Но я набрался смелости и накинул себе три года, чтоб взяли. Так что был в команде самым младшим, но сразу понял, что у меня неплохо получается. До сих пор помню первые коньки — форму тогда нам выдавали, и родителям платить не приходилось. Будь иначе — тяжело бы пришлось. Зарабатывал один отец — мама сидела дома с детьми, помимо меня было еще два брата… Параллельно я играл в футбольной школе “Спартака”. И потом, конечно, и в хоккейную спартаковскую команду перебрался, в составе которой провел 17 сезонов. Я же с самого раннего детства болел за “Спартак”. Моими кумирами были Никита Симонян и Игорь Нетто, Анатолий Ильин и Анатолий Исаев. Великая была команда, всех и не перечислишь!
…про Всеволода Боброва
— В 64-м году “Спартак” тренировать пришел Бобров, который сразу взялся за омоложение коллектива. Он не усаживал нас, молодых, на лавку, а, наоборот, доверял нам, подпуская к основному составу. Конечно, Всеволод Михайлович был для нас непререкаемым авторитетом. Мы в рот ему смотрели, ловили каждое слово. Он и спортсмен выдающийся — проявил себя как в футболе, так и в хоккее, и очень многое нам дал как тренер. Тогда стать чемпионом, не играя в ЦСКА, было практически невозможно, но нам это в 67-м удалось. Причем выиграли мы, считаю, в прекрасном стиле, демонстрируя красивый, атакующий хоккей. Уверенно выиграли, не оставив никаких вопросов! Блистали братья Майоровы, Старшинов… Стиль работы Боброва отличался от тарасовского, как небо и земля. Анатолий Владимирович, с которым мне довелось поработать в сборной, был диктатором, а Всеволод Михайлович, скорее, демократом. Конфликты в “Спартаке”, конечно, случались — без этого не может обойтись ни один коллектив, но Бобров умел сглаживать все острые углы. При этом нельзя сказать, что он был мягким, слабовольным человеком. Нет, мог и умел проявить твердость и характер в нужный момент. И это приводило к успеху.
Всеволод Михайлович не только лично участвовал в тренировках, но и сам иногда играл. Один раз разъехались мы по сборным (кто в первую, кто во вторую). А как вернулись, то ребята, которые со “Спартаком” в Италию на товарищеские матчи ездили, рассказали, что в одной игре в каком-то курортном городишке Бобров сам на лед вышел и забил 5 из 10 наших шайб! Вытворял, говорят, на поле что хотел. Причем он таким игроком был — все время кричал: мне, дайте мне! Любил, когда на него играют. Азарт, жажда гола просто сумасшедшие. Когда пас ему не отдашь, злился. Все, даже ветераны, боялись неточную передачу сделать, аж руки тряслись. А было ему тогда 44 года…
Помню, в Алуште в футбол играли, ну и он к нам подключился. Колени у него все больные были — по нескольку операций на каждом. Так мы только за Всеволодом Михаловичем и смотрели — настоящий мастер! В Симферополе или Ялте в футбол часто играли, когда нас приглашали. Майоровы, Старшинов, да многие у нас неплохо с мячом управлялись. Выходил и Всеволод Михайлович, но не для удовольствия. Тяжело ему было по большому полю бегать, но ради болельщиков, которые на эти матчи приходили, выходил на поле. Великий, гениальный спортсмен. Убежден, что какой бы он спорт ни выбрал, в любом достиг бы успеха.
…про сборную
— В сборной у нас не было деления на спартаковцев, армейцев или динамовцев. И игроки ЦСКА не смотрели на нас свысока. Сборная СССР этим и была сильна. Да, были выдающиеся тренеры и хоккеисты, но главное, что коллектив — превосходный! Очень часто Чернышов или Тарасов поправляли комментаторов, журналистов, когда после забитого гола его называли спартаковским или, скажем, армейским. Мол, здесь — только игроки сборной СССР! И это передавалось из поколения в поколение и приносило плоды. Всем ведь известно, как дружили армеец Валера Харламов и динамовец Александр Мальцев. Да у всех у нас прекрасные отношения были… Ну а когда в чемпионате страны на площадки друг против друга выходили, тут уж шла бескомпромиссная борьба, где никто никого не жалел. Заклятые друзья! И в футболе, и в баскетболе то же самое происходило…
…про автоматчика Голонку
— Ну, конечно, запомнилась Суперсерия с канадцами в 1972-м. Но знаете, что я отмечу? Вот как только со мной о хоккее начинают говорить, то сразу: “О, 72-й год, Канада”. Словно не было в моей карьере больше ничего. Ни побед на Олимпиадах, чемпионатах мира и Европы, ни “золотых” сезонов в советском первенстве. Будто я актер одной роли. Помните Кузнецова — Сухова из “Белого солнца пустыни”? Вот и у нас, участников Суперсерии-72, так получилось… А ведь сколько еще матчей важных было! Помню Инсбрук в 76-м (зимняя Олимпиада в Австрии), решающий матч с чехословаками — самый драматичный в моей памяти. Мы 0:2 проигрывали и играли втроем против пятерых соперников. Выстояли! А потом сравняли, снова проигрывали и все же победили (Александр Сергеевич скромно не упомянул, что сравнял счет — 3:3 — в том матче именно он, а победную шайбу забросил Валерий Харламов).
Чехословаки, конечно, всегда с огромным желанием против нас играли. Тут, наверное, и 68-й год сказывался… Особенно, помнится, в конце 60-х они бились не на жизнь, а на смерть. Такого остервенения в глазах больше никогда не видел. И вот что интересно. Недавно на матч ветеранов в Словакию ездили. Собрались шведы, чехи, от нас — я, Кузькин, Кожевников и Бабинов. Из организаторов там был словак Йозеф Голонка — самый, пожалуй, ярый некогда антисоветчик, он в 69-м на чемпионате мира после голов в ворота сборной СССР ложился на лед и словно из автомата Калашникова расстреливал нашу скамейку. А сейчас вот пообщались. Милейший, дружелюбный человек… (Смеется.) И он уже помудрее стал, и отношения между нашими странами теперь совсем другие.
…про тренерскую деятельность
— Да, я приводил “Спартак” к серебряным медалям, и это, наверное, максимум, чего можно было добиться. На тот момент мы вряд ли могли рассчитывать на чемпионство. По условиям проигрывали. Хотя в том году, в 91-м, мы до последнего шли вровень с “Динамо”, которое после массового отъезда игроков ЦСКА в НХЛ вышло на первые позиции, но на финишный рывок нам сил не хватило. Хотя игру показывали красивую, атакующую. Беспроигрышную серию из 18 матчей, лишь в двух из которых вничью сыграли, выдали. И “Динамо” уверенно обыгрывали, и “Крылья”, финишировавшие в том чемпионате на 3-м месте, и ЦСКА. Хорошую команду удалось создать!
Борщевский — Болдин — Прохоров… Какая тройка была! По стилю игры они подходили друг другу. Болдин — мозг, который вел всю игру, раздавая передачи, пробивной Прохоров и технарь Борщевский. Вот совокупность их качеств и давала результат. Жаль, мало они сыграли. Что в сборной, что в “Спартаке”. После Олимпиады в Альбервилле, где они, по статистике, выступили даже лучше номинальной первой тройки во главе с Быковым, их звено распалось, а вместе с ним и весь “Спартак”. Борщевский в НХЛ отправился, за ним Прохоров. Болдин тоже должен был ехать за океан, но в аварию попал. Только потом в Финляндию перебрался…
Довелось и с национальной командой поработать. И тот мой опыт должен послужить хорошим уроком для нынешних тренеров, которым я бы пожелал очень внимательно проанализировать, кого стоит приглашать из НХЛ. У них, впрочем, условия для работы уже другие. Сергей Немчинов едет в Америку, где будет лично следить за нашими игроками. Это очень важно — по телевизору или статистическим выкладкам сложно судить об истинном потенциале. Нужно ходить на матчи, постоянно общаться с ребятами. Считаю, главное — чтобы игроки подходили сборной и были настоящими командными бойцами.
…про предложения от ЦСКА
— Так как я был игроком сборной, то получил отсрочку от армии до 27 лет. Да, имелись попытки пригласить меня в ЦСКА, но я их сразу отверг. И если бы эти предложения были более настойчивыми, я бы все равно не стал покидать “Спартак”. Это моя команда! Правда, в 1974-м, когда мне уже было 27, пытались забрать. В глазок посмотрел — а там солдаты стоят. Не стал открывать, они постояли, помялись и ушли. Я руководству доложил, сказали, что разберутся. Потом мы за границу уехали, а как вернулись, мне один из руководителей наших крылатую фразу выдал: “Саша, ты не волнуйся, все в порядке. Но дома не ночуй”. А потом все как-то утряслось…
…про 15-й номер
— Это с подачи вас, журналистов, меня Як-15 прозвали. Ныне покойный Владимир Дворцов назвал так однажды, а его канадские коллеги с удовольствием подхватили. Почему именно 15-й взял? В сборной как: ветераны, конечно, стараются выбирать номер, который им нравится или под которым они в клубе выступают. А молодым — что останется. 15-й был свободный — вот и взял. А в “Спартаке” я под 11-м играл. Сначала он принадлежал Фирсову, потом Глухову, ну а потом ко мне перешел. Под ним я 17 лет в команде и отыграл.
…про праздничный матч
— Да, он состоится 19 января в “Сокольниках” в 18.00 — встретятся сборные ветеранов “Спартака” и СССР. Соберутся мои друзья-товарищи как по клубу, так и по сборной. Примечательна эта игра в первую очередь не тем, что приурочена к моему 60-летию. Она позволит напомнить о себе хоккейному “Спартаку”. Его игрокам и болельщикам. Этим мы покажем, что “Спартак” был, есть и будет. И то, что команда пропускает из-за неурядиц с финансами этот сезон, — всего лишь эпизод в славной истории великого клуба…
Идея проведения матча принадлежит президенту Кубка “Спартака” Гелани Товбулатову, который все организовал, преодолевая немалые трудности. Благодарен я и хоккейному клубу, который предоставил ледовый дворец и взял на себя решение многочисленных технических вопросов. Надеюсь, все пройдет на достойном уровне и все, кто придет, смогут окунуться в хорошую хоккейную атмосферу.
Конечно, на лед в пятницу выйдут легендарные игроки: братья Голиковы, Кузькин, Гимаев, Бякин, Кожевников, Шалимов, Болдин, Ткачук и многие другие. С кем-то из них мне довелось играть в одной команде, кого-то тренировать. Возглавит же “Спартак” наш прославленный тренер Николай Иванович Карпов, дважды приводивший команду к чемпионству. Ну а помимо хоккейного матча зрители увидят выступление звезд отечественной эстрады и фигуристов. И вход, кстати, будет бесплатным.
…А на пенсию он, конечно, не собирается. Якушев нынче — гостренер в Федерации хоккея Россия. Да и кто его, скажите, такого великого, отпустит?!
Алексей ЛЕБЕДЕВ, Александр ПОКАЧУЕВ.
***