Стефани Гринфилд внимательно разглядывала свое отражение в зеркале, примеряя дизайнерский пиджак от Нанетт Лепор. На суперсовременном зеркале слева от нее появлялись послания от ее друзей, которые наблюдали за ней через видеокамеру.

JoanArx: воротник просто супер.

BlueSky89: я думаю, он отлично гармонирует с твоей сумочкой.

JoanArx: подкладка тоже отличная, а это важно.

BlueSky89: примерь какие-нибудь бусы.

23-летняя Стефани достала длинную золотую цепочку и приложила ее к шее. Затем повернулась к видеокамере справа от нее, чтобы показать друзьям. Тут же посыпались их сообщения.

Так может выглядеть будущее шопинга, и его демонстрируют на этой неделе на ежегодном съезде Национальной федерации розничной торговли США. Более десятка компаний, включая такие крупные имена, как IBM и Cisco Systems, демонстрируют последние технологии в сфере розничной торговли в специально созданном для выставки проекте бутика, где стирается грань между электронной торговлей и обычными магазинами. Новое модное словосочетание – «социальная торговля», термин, созданный консалтинговой компанией IconNicholson для обозначения смеси мобильных коммуникаций, онлайновых форумов и традиционной торговли. И это может изменить то, как мы делаем покупки.

В этом новом мире наши друзья всегда в онлайне и готовы дать совет, не выглядит ли в этих брюках наш зад слишком огромным. Очередей в кассы не существует, потому что мы покупаем товары с помощью мобильных телефонов, просматривая сайт магазина. Продавцы знают наш размер и по sms присылают нам персонализированные купоны на скидки, когда мы входим в их двери.

На выставке магазин-прототип будущего наводнен 17-24-летней молодежью, для многих представителей которой жизнь – это бесшовное соединение виртуального и реального. Возьмем гипотетическую историю Кейтлин, подростка, на примере которой IBP и демонстрирует свои технологии. Она идет по улице и вдруг видит самую восхитительную джинсовую мини-юбку, какую только можно себе представить. Она делает фотографию с помощью фотокамеры в мобильном телефоне, затем публикует ее – опять же с помощью телефона – в блоге про моду. Мир получает ее послание:

13:34 – «увидела короткую потертую джинсовую юбку с заниженной талией с блестками на заднем кармане. Где взять такую?»

Всего через несколько минут некто видит ее пост и отправляет ей на телефон ссылку на магазин, где она может купить такую юбку. Она проверяет сайт магазина и покупает юбку, нажав пару кнопок на телефоне. Или она может отложить юбку и прийти в магазин – а магазин встретит ее приветственным посланием, когда она прибудет, и, может быть, даже купоном на скидку.

«Кейтлин получает полное клиентское обслуживание, максимальное внимание, сосредоточенное только на ней, но очень личностное», – отмечает Робин Шварц, глава отдела поиска решений для розничной торговли в IBM, которая помогает разрабатывать программы для таких схем.

Прежде чем эти технологии получат широкое применение, пройдет не один год. В основе их продвижения в некоторой степени лежит пришествие ярлыков радиочастотной идентификации (RFID). Оборудование и программное обеспечение могут быть дорогостоящим, и успех таких технологий зависит от наличия крупных сообществ продвинутых покупателей. В чем смысл интерактивного зеркала, если никто не сможет ничего тебе написать?

И все же проблески этого будущего то и дело появляются в магазинах. Circuit City позволяет покупателям заказывать продукты в интернете, а забирать их в магазине. Некоторые отделы Stop & Shop, бакалейной сети в штате Массачусетс, дают возможность покупателям сделать заказ в кулинарии, пока они совершают покупки. Они получают уведомление, когда их заказ готов.

Дебют интерактивных зеркал, разработанных IconNicholson, состоится в бутике Нанетт Лепор в течение месяца. Ее одежда продается в магазинах, носящих ее имя, и в дорогих супермаркетах, включая Saks Fifth Avenue и Bloomingdale»s.

На выставке представлены образцы осенней коллекции-2007 Лепор. Каждый предмет имеет традиционный бумажный ярлык с ее логотипом и ярлык RFID. Стоит просканировать ярлык RFID – например, на серой юбке с лимонно-зеленой вышивкой, и она появляется на мониторе над рядами с одеждой с предложениями о сочетании с другими предметами.

На экране появляется шелковый топ с надписью: «Выберите серый, чтобы подчеркнуть вышивку». А если хочется что-то потемнее? «Для вечера выберите черный».

Гринфилд позирует перед зеркалом в рамках демонстрации работы интерактивного зеркала, просматривая свой наряд под всеми углами. Ее друзья наблюдают за ее виртуальным модным показом, зайдя на специальный форум, где они могут голосовать за ту или иную опцию Гринфилд. Результаты голосования показываются на экране зеркала вместе с посланиями (пятеро поддерживают ее выбор, двое против). Они могут даже предложить ей альтернативный наряд, картинка которого также появляется на экране зеркала.

Для Нанетт Лепор это серьезная ставка на будущее шопинга. Одно такое зеркало может стоить до 25 тыс. долларов, а стоимость целой примерочной исчисляется сотнями тысяч, говорит Кристофер Энрайт, главный технолог IconNicholson. Однако у него нет сомнений, что скоро это станет реальностью.

«Это «прямой эфир», – говорит он, отдавая свой собственный голос («да») за наряд Гринфилд. – Это революция в том, каким будет весь опыт розничной торговли».

Inopressa.ru

***