Лучшие специалисты по авиационной безопасности в 11 странах Европы и в Израиле работают над созданием «антитеррористического» самолета. Подготовка амбициозного проекта должна завершиться через год. Эта беспрецедентная международная инициатива, в которой участвуют ведущие мировые компании, – попытка предотвратить повторение терактов 11 сентября 2001 года.

Проект SAFEE (Безопасность самолета в будущем европейском пространстве – Security of Aircraft in the Future European Environment) «призван вернуть полное доверие к воздушному транспорту», утверждают его разработчики. Большую часть средств выделяет бюджет Европейского союза. Задача ставится так: «создать систему авиационной безопасности, способную работать при развитии террористических сценариев на борту и полностью обеспечивать безопасность полета, начиная со взлета и заканчивая посадкой».

Как будет выглядеть антитеррористический самолет? На входе в самолет пассажиров «обнюхивают» при помощи «электронного носа» на предмет наличия опасных химикатов. После взлета компьютеры отслеживают беседы в салоне, выхватывая подозрительные слова. Видеокамеры величиной с ноготь способны зафиксировать нервный тик пассажира, а скрытый микрофон – записать различные шумы в туалете. Звуковые сигналы и мигающие лампы на экране компьютера предупреждают команду и пилота о каждой потенциальной проблеме.

Даже если террористу удастся проникнуть в кабину пилота, миновав двери с замками, считывающими отпечатки пальцев, и сесть за штурвал, компьютер возьмет управление на себя и уведет самолет от высотных зданий, АЭС и иных ранее запрограммированных зон.

Первый коммерческий рейс суперсамолет совершит не ранее чем через несколько лет.

Большая часть проекта SAFEE засекречена. В нем задействованы такие компании, как французское и германское подразделения Airbus, израильская Athena GS3 Security Implementations Ltd, итальянская Galileo Avionica SpA, немецкая Siemens, европейский концерн EADS, а также компании и исследовательские центры из Греции, Португалии, Ирландии, Франции, Великобритании.

Подробнее в материале на сайте Независимой газеты

*