Удивительное совпадение: как только стало ясно, что игорный бизнес отправится в резервации (еще до окончательного принятия закона), появились не менее эффективные, “сравнительно честные способы отъема” денег у населения. И отличилось на этой ниве теперь уже телевидение. Волна викторин с нулевым уровнем сложности буквально захлестнула вечерний и ночной эфир. Жертвами же нового лохотрона становятся в первую очередь дети и пенсионеры.

На днях не смог дозвониться до дочери. Оказалось, что на балансе ее мобильного телефона аж минус 300 с лишним рублей. Глаза на лоб от удивления чуть не вылезли. Сам же за день до того клал ей 200. Как может четвероклашка потратить всего за день полтысячи?

   

Оказалось — может. Крепившийся минуты три ребенок сознался: звонила дядям и тетям, которые по телевизору предлагают узнать актера или назвать кинофильм и выиграть деньги. Решив понять, в чем суть нового обиралова, устраиваюсь поудобнее у телевизора. “Дядь” и “теть”, а вернее, “мальчиков” и “девочек” долго ждать не пришлось.

   

На экране — фотография известного актера. Фотка поделена на квадратики, часть которых закрыта, но и видимого вполне достаточно для моментальной идентификации. Ведущая напористо предлагает всем желающим выиграть 5000 звонить по телефону. А если повезет, то еще 150 тысяч можно получить в виде суперприза. Внизу очень мелким шрифтом бегущая строка сообщает, что услуга платная. Близорукие могут и не прочитать.

   

Уже поняв, в чем суть обиралова, набираю номер. Длинные гудки наконец-то сменяются характерным тембром автоответчика, просящего оставаться на линии. Все это время ведущая в студии заламывает руки оттого, что “никто не звонит”. Наконец тот же автосекретарь сообщает мне, что мой звонок не оказался в числе “счастливчиков” и эфир мне не светит. Минут через сорок выясняю, что счет моего телефона облегчился примерно на 150 рублей.

   

Классическая разводка, рассчитанная на самые незащищенные категории граждан — детей и пенсионеров. Позвонит тысяча человек даже по одному разу — 150 тысяч в кармане. Десять тысяч звонков дадут уже как минимум полтора миллиона. Расчет абсолютно циничный — на доверчивость граждан, которые полагают, что именно они знают правильный ответ на такой простой вопрос, тем самым добровольно опустошая свои собственные кошельки. И самое главное — в отличие от того же игорного бизнеса эта фенька никак не регулируется законом.

   

   

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

   

Дмитрий ЯНИН, глава Международной конфедерации обществ защиты прав потребителей:

   

— Западные технологии прочно угнездились на нашем телевидении. И это не лотерея. Потому как можно усомниться в наличии призового фонда в принципе. Это некий конкурс, правила которого утверждены самой компанией-устроителем. И насколько честен этот конкурс, зависит только от того, насколько честна сама компания.

   

В нынешнем правовом поле с такими дельцами бороться сложно. Нужно менять законодательство о проведении конкурсов и пари. Но гражданин сам может подать в суд на компанию за то, что условия проведения конкурса в полной мере не сообщаются (а эти компании действительно всегда “отправляют” либо на некий сайт, либо на номер телефона). На мой взгляд, странно, что такая деятельность остается безнаказанной. Ведь страдают в основном дети и те люди, которые до сих пор свято верят в наше телевидение. Да и сами каналы понять сложно: человеческая психика устроена так, что вину за свой проигрыш люди переносят не на конкретную компанию-устроителя, а на телеканал, где они так “замечательно” поиграли.

   

Александр ГРИШИН, Юлия ШЕСТОПЕРОВА

Московский Комсомолец

от 17.01.2007

Московский Комсомолец

***