Дочь престарелых. В Самарской области придумали счастливый конец для сказки о Снегурочке
В нефтегорском районе Самарской области прошло перезаключение договоров с приемными и патронатными родителями, но в качестве опекаемых в таких семьях живут не дети, а старики. Новый для региона проект стартовал в апреле прошлого года, и за это время ни один договор не расторгнут, пожилые и больные подопечные довольны своими опекунами.
Институт приемной семьи зародился в области в 1994 году, на федеральном уровне он был узаконен лишь два года спустя. Уже около 5 тысяч социальных детей-сирот прошли через приемные семьи. А вот проблема одиноких стариков в губернии до сих пор не решалась. Своей очереди в пансионат престарелые больные, особенно в учреждения с психоневрологическим профилем, бывает, ожидают годами.
В апреле прошлого года в области начал реализовываться новый проект — поиск приемных родителей для одиноких самарцев. Площадкой для эксперимента стал Нефтегорский район.
— Подбор кандидатов в семьи был несложным, — призналась руководитель управления социального развития района Светлана Елхимова. — Мы поименно знаем всех стариков, нуждающихся в постоянном уходе, ведь они и раньше находились под нашей опекой. Но у социального работника несколько подопечных и весьма ограниченный спектр услуг, а многие из этих людей нуждаются в постоянном уходе. На старости лет тяжело менять свой дом на пансионат, расставаться с привычным бытом, соседями. Поэтому и был разработан этот проект, чтобы обеспечить достойную старость нашим старикам.
Впрочем, в управлении не скрывают, что и экономический эффект от эксперимента ощутимый. Во-первых, девять человек (в основном это бывшие соцработники) получили работу, двое из них стояли на учете на бирже занятости. Приемные родители получают зарплату, в среднем этот около трех тысяч рублей. Содержание же одного старика в пансионате обходится бюджету примерно в 10 тысяч рублей. Так что экономия заметная.
В Нефтегорском районе разработали два вида замещающих семей для одиноких стариков — приемную и патронатную. Пока в районе только одна приемная семья, и с ее возникновением связана чудесная история. Подопечной в этой семье стала 92-летняя старушка, которая приехала из Узбекистана на старости лет к нефте-горским родственникам. Но что-то в их отношениях не сложилось. Бабушка часто посещала храм, где и познакомилась со своими будущими… дочкой и сыном, набожной четой пенсионеров. Они-то с удовольствием и взяли одинокую старушку к себе, оформив законным образом все необходимые документы.
Остальные 16 стариков (трое из них — дедушки, есть даже один участник Великой Отечественной) живут в так называемых патронатных семьях. Восемь социальных работников взяли по двое подопечных, которые продолжают жить в своих домах, а «дети» как бы приходят к ним в гости и помогают своим новоиспеченным родственникам в зависимости от потребности. Виды услуг в договоре не прописаны, делать для стариков нужно все как в обычной семье — и в поликлинику сопроводить, и ногти, если надо, подстричь. И все это за зарплату соцработника, старики своим «детям» не доплачивают ни копейки. Все такие договоры заключаются в присутствии главы района, под его личную ответственность. Перед тем, как создать такую приемную семью, все кандидаты проходят серьезное психологическое тестирование. «Родители» же еще должны собрать целую папку документов, что не больны, не судимы, желателен опыт работы в социальной службе.
— Самое главное, что в нашем проекте, в отличие от договора ренты, когда исполнитель получает после кончины опекаемого его жилплощадь, между приемными родителями и подопечными не возникает никаких имущественных отношений, — заверила Светлана Елхимова. — Наши старики могут не опасаться, что с ними заключают договоры из-за их квартиры, корысти здесь никакой нет.
Если имущественные отношения не возникают, то родственные чувства между бабушками, дедушками и «дочками» есть в каждой новой семье. В Нефтегорске, например, патронат над одинокими отдельно проживающими дедом и бабулей взяла молодая женщина, у которой не было родителей. С самого начала они почувствовали себя одной семьей, старики стали называть ее своей «дочкой» и даже в шутку ревновать друг к другу. Так целыми днями и перезваниваются, мол, у тебя-то дочка сегодня была, а ко мне не идет. Вот такая семейная идиллия.
Социальные работники из Нефтегорского района надеются, что эксперимент, который инициирован министерством здравоохранения и социального развития области, будет признан успешным. В этом году все 17 заключенных прошлым апрелем договоров были продлены. Так что, возможно, скоро и очередь в губернские пансионаты среди престарелых нефтегорцев останется в прошлом.
Из 9 тысяч пенсионеров Нефтегорского района 1,3 тысячи являются подопечными социальной службы. 17 человек сегодня заключили договоры на патронатную и приемную семью. Еще 20 одиноких стариков — кандидаты в приемные бабушки и дедушки. Самому пожилому подопечному — 92 года, самому молодому — 60, возраст приемных «детей» — от 30 до 50 лет.
Об этом пишет «Российская газета» № 6 (4269) от 16.01.2007
*