В нефтегорском районе Самарской области про­шло перезаключение договоров с приемными и патронатными родителя­ми, но в качестве опекае­мых в таких семьях живут не дети, а старики. Новый для региона проект старто­вал в апреле прошлого года, и за это время ни один договор не расторг­нут, пожилые и больные подопечные довольны своими опекунами.

Институт приемной семьи заро­дился в области в 1994 году, на фе­деральном уровне он был узако­нен лишь два года спустя. Уже около 5 тысяч социальных детей-сирот прошли через приемные се­мьи. А вот проблема одиноких стариков в губернии до сих пор не решалась. Своей очереди в панси­онат престарелые больные, осо­бенно в учреждения с психоневро­логическим профилем, бывает, ожидают годами.

В апреле прошлого года в об­ласти начал реализовываться но­вый проект — поиск приемных ро­дителей для одиноких самарцев. Площадкой для эксперимента стал Нефтегорский район.

— Подбор кандидатов в семьи был несложным, — призналась руководитель управления социального развития района Светлана Елхимова. — Мы поименно знаем всех стариков, нуждающихся в постоянном уходе, ведь они и раньше находились под нашей опекой. Но у социального работника несколько подопечных и весьма ограниченный спектр услуг, а многие из этих людей нуж­даются в постоянном уходе. На ста­рости лет тяжело менять свой дом на пансионат, расставаться с при­вычным бытом, соседями. Поэто­му и был разработан этот проект, чтобы обеспечить достойную ста­рость нашим старикам.

Впрочем, в управлении не скрывают, что и экономический эффект от эксперимента ощути­мый. Во-первых, девять человек (в основном это бывшие соцработники) получили работу, двое из них стояли на учете на бирже занятости. Приемные родители получают зарплату, в среднем этот около трех тысяч рублей. Содер­жание же одного старика в панси­онате обходится бюджету пример­но в 10 тысяч рублей. Так что эко­номия заметная.

В Нефтегорском районе разра­ботали два вида замещающих се­мей для одиноких стариков — при­емную и патронатную. Пока в рай­оне только одна приемная семья, и с ее возникновением связана чу­десная история. Подопечной в этой семье стала 92-летняя ста­рушка, которая приехала из Узбе­кистана на старости лет к нефте-горским родственникам. Но что-то в их отношениях не сложилось. Бабушка часто посещала храм, где и познакомилась со своими буду­щими… дочкой и сыном, набож­ной четой пенсионеров. Они-то с удовольствием и взяли одинокую старушку к себе, оформив законным образом все необходимые документы.

Остальные 16 стариков (трое из них — дедушки, есть даже один участник Великой Отечествен­ной) живут в так называемых патронатных семьях. Восемь соци­альных работников взяли по двое подопечных, которые продолжа­ют жить в своих домах, а «дети» как бы приходят к ним в гости и помогают своим новоиспеченным родственникам в зависимости от потребности. Виды услуг в дого­воре не прописаны, делать для стариков нужно все как в обычной семье — и в поликлинику сопроводить, и ногти, если надо, под­стричь. И все это за зарплату соцработника, старики своим «де­тям» не доплачивают ни копейки. Все такие договоры заключа­ются в присутствии главы района, под его личную ответственность. Перед тем, как создать такую при­емную семью, все кандидаты про­ходят серьезное психологическое тестирование. «Родители» же еще должны собрать целую папку до­кументов, что не больны, не суди­мы, желателен опыт работы в со­циальной службе.

— Самое главное, что в нашем проекте, в отличие от договора ренты, когда исполнитель получа­ет после кончины опекаемого его жилплощадь, между приемными родителями и подопечными не возникает никаких имуществен­ных отношений, — заверила Свет­лана Елхимова. — Наши старики могут не опасаться, что с ними заключают договоры из-за их квартиры, корысти здесь никакой нет.

Если имущественные отноше­ния не возникают, то родственные чувства между бабушками, дедуш­ками и «дочками» есть в каждой новой семье. В Нефтегорске, на­пример, патронат над одинокими отдельно проживающими дедом и бабулей взяла молодая женщина, у которой не было родителей. С самого начала они почувствовали себя одной семьей, старики стали называть ее своей «дочкой» и даже в шутку ревновать друг к дру­гу. Так целыми днями и перезва­ниваются, мол, у тебя-то дочка сегодня была, а ко мне не идет. Вот такая семейная идиллия.

Социальные работники из Нефтегорского района надеются, что эксперимент, который иници­ирован министерством здравоох­ранения и социального развития области, будет признан успеш­ным. В этом году все 17 заключен­ных прошлым апрелем договоров были продлены. Так что, возмож­но, скоро и очередь в губернские пансионаты среди престарелых нефтегорцев останется в про­шлом.

Из 9 тысяч пенсионеров Нефтегорского района 1,3 тысячи яв­ляются подопечными социальной службы. 17 человек сегод­ня заключили договоры на патронатную и приемную семью. Еще 20 одиноких стариков — кандидаты в приемные бабушки и дедушки. Самому пожилому подопечному — 92 года, самому молодому — 60, возраст приемных «детей» — от 30 до 50 лет.

Об этом пишет «Российская газета» № 6 (4269) от 16.01.2007

*