Морозное удовольствие. Статья из Stern
Тарья говорит, что, если ей будет слишком жарко, она ляжет в снег. Затем она смотрит на желто-зеленые переливы северного сияния. Тысячелетиями люди гадали, кто это там колдует. Может, огненная лисица чертит своим хвостом узоры? Или играют ушедшие в мир иной предки, перекидываясь черепами моржей? Или гномы разжигают костер на небе?
Существует много легенд, Тарья знает их все. Она является гидом на фирме Lapponia Safaris и продает своим гостям финскую зиму. Больше всего, говорит Тарья, ей нравится, когда на улице минус 40. Тогда слышно, как в теле пульсирует кровь, как трещат ветки на деревьях, растущих за несколько километров. Еще она умеет определять температуру по тому, как скрипит снег.
Сейчас в Кеми, что на севере Финляндии, минус 20. Маленький рабочий городок у Полярного круга, между Оуло, где находится штаб-квартира фирмы Nokia, и Рованиеми, где живет Дед Мороз. Кемийоки, самая длинная река Финляндии, в районе Кеми впадает в Ботнический залив. Балтийское море здесь замерзает с начала ноября, через четыре недели толщина льда достигает 30 сантиметров.
Куда ни кинешь взгляд, всюду холодная равнина. Долгое время на ней никак нельзя было заработать, пока кого-то не осенила идея переделать списанный ледокол для того, чтобы катать на нем туристов. Бредовая идея, в которую сначала никто не хотел поверить. Однако теперь сюда приезжают гости, в основном из жарких стран, из Дубаи, Испании, Италии, чтобы несколько дней померзнуть, а затем побыстрее вернуться домой.
«Сампо» с грохотом прокладывает себе путь, льдины сдвигаются, гремят и трещат. Иногда первая попытка заканчивается неудачей: При 20 градусах мороза ледяной покров ежедневно увеличивается примерно на 4 сантиметра. На борт поднимается корейская телевизионная группа. Молодой взволнованный комментатор, стоя на носу ледокола, объясняет, как легче удержать бокал, когда корабль проходит через паковый лед.
В капитанском салоне старший офицер уверенно держит свой бокал и поясняет, что вдоль носовой части «Сампо» в воду подается воздух. Воздушные пузырьки уменьшают трение между льдом и металлом, создается своего рода поверхность скольжения, и большие льдины не прилипают к металлическому корпусу корабля. Обычно ледокол своей массой легко взламывает метровую толщу льда. Так было и во время нашего путешествия.
После горячей ухи из лосося капитан приглашает нас искупаться. Прямо за кормой, во льду он приказал сделать бассейн. По команде Тарьи все натягивают на себя яркие красные комбинезоны и застегивают молнию, доходящую чуть ли не до носа. Купанье во льду — это в Финляндии национальный спорт, но никто из нас не отваживается зайти в воду в одних лишь плавках.
Словно телепузики, мы вразвалочку спускаемся по лестнице и оказываемся в иссиня-черной воде. Вскоре 16 взрослых плещутся и ликуют словно подростки. Один японец зовет на помощь — он обнаружил дырку в костюме. Если по-настоящему холодно, вода в бассейне замерзает в течение нескольких минут. Надуваемые костюмы из неопрена гарантируют выживание в ледяной воде в течение шести часов, а здесь они обеспечивают работой 16 финнов.
Прогулка на ледоколе продолжается четыре часа. Потом все желающие могут покататься по застывшему морю на моторных санях. Они развивают скорость до 120 км/ч, отопление на руле согревает руки. Запах от выхлопных газов не слишком приятен, однако желающие окунуться в зиму не обращает на это внимание. Маршрут ледового сафари пролегает через оленьи фермы, где лапландцы в национальной одежде сидят перед огнем и готовы рассказать вам о своих обычаях и оленьих повадках. Они также рассказывают, что поблизости живет Дед Мороз, до него можно добраться на моторных санях.
В сотне километров отсюда в северной пещере сидит Дед Мороз и отращивает бороду. Летом, как, впрочем, и зимой, он отвечает на письма. Каждый год — на миллионы писем. Дети, если захотят, могут взобраться к нему на колени и поболтать с ним. Ему 500 лет, об этом Дед Мороз готов рассказать на десяти языках, даже на суахили. Мама с папой могут за 18 евро заказать фотографию на память, фотография большого формата стоит 38 евро.
Те, кто приезжает сюда зимой, обычно проводят здесь два-три дня. Начиная с последних чисел января в Кеми есть на что посмотреть: огромный снежный замок вырастает посреди города, прямо рядом с офисом Тарьи. Блестящий мир чудес, окруженный толстыми стенами, созданный долгими ночами и короткими днями.
Столы, стулья и даже чашки в ресторане — все изо льда, в меню — оленина и мороженое. Отель декорирован толстыми шкурами, температура в номерах — минус пять. Чтобы гости не замерзли, для них приготовлены полярные спальные мешки. Здесь же часовня изо льда, место венчания романтиков. И, кому повезет, тот увидит ледяные башни, освещенные северным сиянием.
Ули Хаузер
17 ДЕКАБРЯ. Stern.
*