В обзоре российских газет:

* Поправки к миграционному законодательству России

* «Газпром» пытается улучшить свой имидж

* Путин назвал цену белорусскому суверенитету

* Россияне потянулись к элитному спиртному

Некоторые эксперты считают, что добиться эффективного выполнения новых законов о мигрантах будет нелегко

Поправки к миграционному законодательству России

Все без исключения центральные российские газеты, вышедшие во вторник, обратили внимание на новые правила трудоустройства в России иностранных рабочих. «С одной стороны, новый порядок упрощает регистрацию трудовых мигрантов из-за рубежа, — пишет «Независимая газета». — С другой стороны, доля иностранных торговцев на розничных рынках теперь не должна превышать 40%».

Новый порядок оформления мигрантов в России газеты в большинстве своем оценивают положительно. А вот квотирование рабочих мест для мигрантов, особенно в сфере торговли, вызывает у СМИ вопросы. Смогут ли россияне заполнить вакуум, который образуется во многих российских регионах после ухода с рынков иностранных торговцев? — главный из них.

Корреспонденты различных изданий описывают ситуацию, которая сложилась на рынках в различных регионах. «Новые Известия» рассказывают о почти полностью опустевших торговых рядах в Приморье и ажиотажном спросе на продавцов, имеющих российское гражданство.

«Но желающих встать за прилавок оказалось немного», — пишут «НИ». «Просто русские не хотят работать, — цитирует газета китайца «Ивана». — Там, где пять русских работают, справятся два китайца». «Сложившаяся в Приморье ситуация никого не устраивает, кроме миграционной службы, следящей за исполнением закона», — констатирует издание.

На московских рынка пока относительно спокойно, но изменений, по замечанию «Новых Известий», здесь ждут с содроганием. «Раньше все миграционные нарушения касались только предпринимателей, которые у нас арендуют площадь, — сказали «НИ» в администрации Преображенского рынка. — И оштрафуют их или нет, нам, собственно, дела не было. А теперь нам следить придется. Если такие баснословные штрафы, мы, конечно, всех мигрантов выгоним с рынка. Это довольно ощутимые убытки для нас».

«Места у прилавка, может быть, и займут россияне, но за ними все равно будут стоять мигранты, — считает директор Института этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков. — Я вообще не понимаю, как можно реализовать эти поправки. Сейчас непонятно, как начнут высчитывать эти 40%. Нужен другой какой-то механизм определения лимита. А к апрелю вряд ли полностью выведут мигрантов из розничной торговли. При таких условиях вся розничная торговля может рухнуть».

«Комсомольская правда» и «Московский комсомолец» уверены, что жесткое квотирование рабочих мест для гастарбайтеров на рынках приведет к росту цен. «Даже если кто-то этого пока не заметил, можно без преувеличения сказать, что вчера все граждане России проснулись в другой стране», — считают в «МК».

«Газпром» пытается улучшить свой имидж

В материале под таким заголовком, вынесенном на первую полосу, «Коммерсант» рассказывает о планах компании «Газпром» улучшить свой имидж за рубежом. По словам газеты, это стало необходимым после серии газовых скандалов сначала с Украиной, а потом и с Белоруссией.

Замглавы департамента информационной политики «Газпрома» Сергей Куприянов подтвердил факт переговоров с консорциумом ряда профильных компаний во главе с пиар-компанией PBN Company.

Издание пишет, что контракт на имиджевую компанию будет заключен на три года от имени «Газпром экспорт». Всего же на улучшение корпоративного имиджа будет потрачено 11 миллионов долларов.

«Основной задачей российского офиса PBN и их коллег в США и Великобритании станет разработка программы по улучшению имиджа «Газпрома» за пределами РФ — в первую очередь в ЕС и США, — конкретизирует «Коммерсант» и добавляет: «Источник, знакомый с содержанием сделки, пояснил, что «Газпром экспорт» просит сделать упор на позиционирование компании как коммерческой структуры».

«На Западе «Газпром» прочно ассоциируется с именем президента России Владимира Путина и его политическим окружением. Но компания хочет по-иному позиционировать себя», — пишет газета со ссылкой на свой источник.

Сам «Коммерсант» считает, что PR-кампания «Газпрому» сейчас нужна как никогда. «От нефтегазового конфликта России и Белоруссии страдает репутация прежде всего газовой монополии, а не «Транснефти», — объясняет газета свою точку зрения. — Проблемы России как надежного поставщика энергоресурсов в ЕС в первую очередь касаются малоконкурентного газового рынка, а не конкурентного нефтяного».

Издание отмечает, что заказ PR-консорциуму по объемам сравним с суммами, которые структуры, близкие к администрации президента, в 2006 году выделяли на информационно-имиджевое сопровождение саммита G8 в Санкт-Петербурге. «По неофициальной информации, на эти цели группе компаний во главе с сетью Ketchum было заплачено не менее $15 млн», — пишет газета.

«Впрочем, — допускает «Коммерсант», — «PR-кампания «Газпрома» на Западе может быть лишь частью большой кампании Кремля по улучшению имиджа России».

Путин назвал цену белорусскому суверенитету

«Транзитный конфликт с Белоруссией дал Москве понимание того, как застраховать свои риски при поставках энергоресурсов и не допустить в будущем имиджевых проблем нашей страны за рубежом», — так комментирует «Российская газета» итоги нефтегазовой войны, завершившейся между Москвой и Минском.

«Суть нефтяного кризиса с Белоруссией заключалась в обычном недопонимании одной стороной претензий другой», — пишет «РГ» со ссылкой на высокопоставленного чиновника в российском правительстве. «Мы поняли, что Белоруссия не столько злостный нарушитель, сколько злостный непониматель», — цитирует его газета. — Когда стороны услышали друг друга, все остались довольны заключенными соглашениями».

«При этом в переговорном процессе Россия пошла навстречу Белоруссии, — считает издание. — Москва внимательно рассчитала критическую финансовую нагрузку, которая была бы под силу белорусской экономике».

«Время новостей» отмечает, что российский и белорусский лидеры по-разному оценивают результат переговоров.

«Москве, которой, хотя и пришлось пойти на компромисс и отступить от первоначально заявленных амбиций по взиманию экспортной пошлины на нефть в размере 180 долл за тонну, все же важнее, что в результате компромисса транзит этой нефти в Европу возобновился», — пишет газета. А вот Александр Лукашенко так интерпретировал желание России перевести на рыночную основу поставки энергоресурсов: «От нас требуют вступления в состав России, но я не хочу похоронить суверенитет и независимость страны как первый президент Белоруссии».

«Время новостей» отмечает, что Владимир Путин не стал отвечать резкостями — он просто назвал конкретную цену белорусскому суверенитету. Субсидирование белорусской экономики уже с учетом всех достигнутых соглашений и заключенных контрактов составит «примерно 3,3 млрд долл.» в газовой сфере и 2,5 млрд долл. в сфере поставок нефти и нефтепродуктов.

«Президенту не жалко заплатить несколько миллиардов долларов, которые стоил достигнутый компромисс», — отмечает по этому поводу Андрей Колесников в «Коммерсанте».

«Если мы вспомним, что, по данным нашего Минфина, весь бюджет Белоруссии в 2007 году в долларовом эквиваленте составляет около 14 млрд, то наша поддержка выражается в цифре примерно 41% от этой цифры! — цитирует газета слова российского президента, произнесенные в понедельник на встрече с членами правительства. — Согласимся, что это много, но это плата России за спокойный, мягкий, союзнический способ перехода к рыночным отношениям и поддержка братского белорусского народа».

«После этих слов белорусский народ, если внимательно перечитает их хотя бы пару раз, может стать не таким уже братским, каким, кажется, был еще вот только что», — не без сарказма отмечает автор.

«Таким образом, господин Путин понимает, что на самом деле в переговорах с Белоруссией не пройдена еще и половина дистанции и что настоящий переговорный кошмар начнется, когда Александру Лукашенко придется исполнять обязательства, расписанные на 2008 год, — делится выводами издание и добавляет. — Впрочем, об этом Владимиру Путину беспокоиться, судя по всему, не придется».

Россияне потянулись к элитному спиртному

«Ведомости» констатируют, что водка все меньше нравится россиянам. Такой вывод газете позволили сделать данные, озвученные британской исследовательской компанией Euromonitor, которая подвела итоги российского алкогольного рынка в 2006 году. «Дешевая водка постепенно перестает быть русским национальным напитком, — пишут «Ведомости». — По прогнозу Euromonitor, через пять лет продажи водки в натуральном выражении сократятся почти на четверть, в то время как вина, например, вырастут более чем на треть».

«Благодаря мастерски проведенной алкогольной реформе и винной войне с Грузией и Молдавией продажи вина и водки в России в натуральном выражении сократились, — сообщает издание. — Вина — на 7,5%, водки — на 3,9%. При этом газета отмечает, что продажи водки в России падают уже не первый год: по данным Euromonitor — примерно на 15% с 2000 года.

С остальными напитками, по данным «Ведомостей», «все хорошо». В 2006 г. продажи пива выросли на 10,4%, слабоалкогольных коктейлей — на 17%. Такой стремительный рост менеджер по исследованиям в Восточной Европе Euromonitor Камилла Батлер объясняет тем, что пока число постоянных потребителей коктейлей невелико.

«На рынок вина повлияет общий рост доходов населения, — отмечает эксперт. — Благодаря ему импортное вино, ранее считавшееся предметом роскоши, становится доступным товаром».

«Изменение предпочтений привело к переключению значительного числа потребителей на слабый алкоголь, а рост зарплат позволяет им открывать для себя новые категории крепкого алкоголя», — приводит газета слова начальника управления информации и внешних связей ФГУП «Росспиртпром» Дмитрия Доброва.

«Русские тянутся к «элитным», более престижным напиткам — рому, виски, ликерам», — поддерживает его Камилла Батлер.

Обзор подготовил Олег Савин, Служба мониторинга Би-би-си

вторник, 16 января 2007 г., 06:15 GMT 09:15 MCK

Би-би-си

***