Мода на пирамиды. Более половины официально одобренных школьных учебников содержат грубые ошибки
В конце минувшей недели Министерство образования РФ опубликовало перечень рекомендованных школьных учебников на 2007–2008 годы. Список включает в себя более 500 книг по разным дисциплинам. Все они официально одобрены и получили соответствующий гриф. Российские преподаватели между тем с опасением ожидают новой партии учебников. Несмотря на проверку, в книгах могут оказаться весьма неприятные сюрпризы.
Даже в рекомендованных Министерством образования книгах могут содержаться неприятные сюрпризы. Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН |
Педагоги волнуются не зря. По оценкам экспертов, сейчас в России более 60% рекомендованных Министерством образования учебников не соответствуют никаким стандартам. Фактические ошибки, ляпы и безграмотность авторов приводят в ужас видавших виды учителей.
«Учебники по истории для школ нередко настолько переполнены информацией, что дети просто ничего не понимают, – посетовала «НИ» преподаватель истории и культурологии одной из столичных школ Татьяна Смирнова. – К чему школьнику знать, например, о разнице между пилигримажем и паломничеством – не понятно. С другой стороны, некоторые вузовские учебники просто поражают огромным количеством околесицы. Неправильные даты – это еще полбеды. Приходится сталкиваться и с полным искажением информации».
Сами издательства также отмечают низкое качество учебной литературы. По их словам, больше всего халтуры и ошибок содержится в учебниках по экономике и политологии. «Учебников по этим дисциплинам миллион, – рассказала «НИ» главный редактор издательства «Форум» Светлана Сильванович. – Нового сказать уже ничего нельзя. Однако каждый год появляются десятки авторов, переписывающих прежние учебники. В погоне за оригинальностью им приходится разбавлять общеизвестную информацию своими домыслами и выдумками. Министерство образования просто не справляется с таким потоком информации».
Действительно, выдачей грифа учебникам, поступающим со всей России в Министерство образования, заведует отдел, который состоит всего из трех человек. Правда, экспертизы сами они не проводят. Сотни учебников отправляются на проверку в Российскую академию наук, либо Академию образования. «Процесс этот достаточно формальный, поскольку больших денег за проверку ни тем ни другим не платят, – сообщил «НИ» президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. – В результате в роли экспертов нередко оказываются лаборанты, совершенно незнакомые со спецификой составления учебников».
Пишет сегодня газета Новые известия
***