2006 год выдался для российского образования очень удачным — сначала его включили в число нацпроектов, а потом в его поддержку высказался на Госсовете президент Путин. На российских педагогов пролился денежный дождик. Пока, правда, еще слабенький. Зато отечественные школы и вузы получили весомые гранты. Чем запомнился уходящий год ученикам, учителям и преподавателям?

1. Главная новость года — нацпроект “Образование”. На него потрачено 22 млрд. руб., в 2007-м выделено еще больше — 48,9 млрд. руб.

Среди школ прошел конкурс на звание лучшей — 3000 победителей получили по 1 млн. руб. 10 тысяч лучших учителей получили неплохую прибавку к зарплате — по 100 тыс. руб. Деньги, к сожалению, достались лишь 0,66% педагогов — 1 из 150. Зато доплатили всем классным руководителям — по 1000 целковых в месяц.

Начато формирование новых учебных заведений — двух федеральных университетов (в Ростове-на-Дону и Красноярске) и двух бизнес-школ (в Московской области и Петербурге). В армии открылись 25 центров профподготовки для военных.

Нацпроект “Образование” продолжится и в 2007 году (он рассчитан до 2009 г.). К старым конкурсам добавятся новые — состязания на звание лучшего среди профучилищ и колледжей, а также конкурс регионов. В первом, как ожидается, примет участие несколько тысяч ПТУ, колледжей и техникумов, 60 лучших получат по 60 млн. руб. Регионы же будут бороться за гранты от 150 млн. до 1 млрд. руб., которые достанутся 20 субъектам РФ, чьи образовательные системы признают самыми передовыми.

2. Школы заставили конкурировать между собой.

Большинство отечественных школ начали финансировать по новому, нормативно-подушевому принципу — “деньги следуют за учеником”. Чем больше ребячьих душ в классах, тем больше рублей достается педагогам. Их труд, кстати, теперь оплачивают тоже по-новому: вместо советской схемы (разряд по ЕТС плюс количество уроков в неделю) берется базовый оклад, умноженный на коэффициент.

В 2006 году в России наконец-то ввели обязательное полное среднее образование. Дети теперь учатся не менее 11 лет — либо в школе, либо в училище и колледже. Москва, кстати, перешла на новые сроки раньше всех — еще в прошлом году.

3. Появился новый школьный предмет — “Основы православной культуры”.

Его ввели на региональном уровне уже в 8 субъектах РФ. Лидер — Белгородская область, где ОПК зубрят около 150 тыс. учеников.

4. Продолжился эксперимент с Единым госэкзаменом.

В 2006 году ЕГЭ прошел в 79 регионах РФ (в том числе и в Москве), в нем приняли участие 830 тыс. выпускников. ЕГЭ-свидетельства в качестве вступительных засчитывали 2000 российских вузов и филиалов (кроме МГУ), а также все училища, техникумы и колледжи.

5. Бюджетных мест в госвузах стало меньше.

Это, как объяснили в Рособразовании, связано с демографией — уменьшением числа выпускников. На очную форму обучения в 2006 году приняли 524,5 тыс. чел., из них на бесплатные места — 57%, на договорной основе — 43%.

Между тем количество студентов достигло рекордной цифры — 7,2 млн. чел. Что в два раза больше, чем было во всем Советском Союзе. Стипендии им в этом году не прибавили — решили, что хватит прошлого увеличения на 200 руб.

6. Печальная новость пришла из Госдумы — введение образовательных кредитов откладывается.

В 2007 году лишь в некоторых регионах начнется эксперимент по выдаче ссуд на обучение. Он продлится 5 лет. За это время Госдума решит, в какой мере государство должно участвовать в финансировании кредитов. И потом примет соответствующий закон.

7. Академии наук потеряли свою самостоятельность.

По новому закону президента РАН после избрания на общем собрании утверждает лично Президент России, а президентов отраслевых академий — Правительство РФ. Оно же определяет численность академиков и размеры их окладов.

В качестве утешения ученым и преподавателям с ноября увеличили доплаты за ученую степень: кандидатам наук — до 3000 руб., докторам наук — до 7000 руб.

8. Научные институты начали акционировать.

Список первых 14 уже утвержден Правительством РФ. Из 2760 НИИ к 2010 году государственными останется не более половины. Бюджетное финансирование сохранится только у тех, что связаны с госбезопасностью — химией, космосом, оборонкой. Отраслевые институты передадут в частные руки — чтобы превратить их в инновационные внедренческие фирмы по западному образцу. А научных сотрудников переведут на контрактную зарплату.

ПОдробнее в материале на сайте газеты Московский Комсомолец

***