Шарообразные головы, укороченные челюсти и мелкие черты лица, сгруппированные ближе к центру… Похоже, так в будущем станут выглядеть большинство хомо сапиенс. Московские антропологи пришли к выводу, что из поколения в поколение черепа укорачиваются в продольном диаметре, принимая более совершенную сферическую форму.

— Главную тенденцию — увеличение и округление черепной коробки — мы вывели на основе сопоставления ископаемых черепов, — пояснил “МК” старший научный сотрудник института Александр Пестряков. — Для антропологов люди, проживавшие на Земле в XVIII—XIX веках, считаются фактически нашими современниками. Сегодняшние обитатели Земли не сильно отличаются от них, разве что подросли немного. Мы решили сравнить современные черепные коробки с черепами древнейших представителей человечества. Оказалось, что еще в XI—XII веках головы у людей были более удлиненными.

И о чем это свидетельствует?

— О том, что мы еще развиваемся, постепенно растет наш мозг, а черепная коробка перестраивается, принимая наиболее экономную форму для заполнения мозговым веществом. Ведь известно, что объем обычного шара больше, чем объем сплюснутого шара.

А за счет чего растет наш мозг?

— Увеличение идет в основном за счет лобных, верхневисочных и переднетеменных долей. Они отвечают за речь, социальные отношения, слух и моторику рук. Причем наиболее ярко этот процесс проявляется в странах Северной Европы. А, к примеру, в экваториальной зоне он идет медленнее.

Что происходит при этом с остальными частями черепа?

— Замечено, что уменьшается весь лицевой скелет, особенно челюстной аппарат. И в этом причина все чаще встречающегося у детей краудинга — зубов, растущих в два ряда. Из-за коротких челюстей зубам некуда деваться — и они начинают расти не там где надо, распихивая и искривляя предшественников. Кроме того, по статистике, у нас с каждым годом все больше людей, вообще не имеющих так называемых зубов мудрости. Почему? Да им просто негде расти! Если у неандертальцев всегда вырастало по одному зубу мудрости и еще в принципе оставалось место для второго, то у нас сейчас не хватает места на наших коротких челюстях даже для одного.

Наталья ВЕДЕНЕЕВА

Московский Комсомолец

от 15.01.2007

Московский Комсомолец

*