Эти заметки написаны для тех людей, которые за границей еще не были ни разу.

Эти заметки – из разряда тех, которые когда-то назывались «Стамбул – город контрастов», только в данном случае, наверное: «Москва-Самара-Лондон – города контрастов».

Это, скорее, заметки о России, ее сравнении с «другим» миром, «их нравами».

       

ШОУ-БИЗ В АНГЛИИ

Это — серьезнейшая статья дохода. В метро — сплошь музыкальная реклама. Плакаты с обложками только что вышедших альбомов Майкла Джексона, Вана Моррисона, неоспайсушек «Сугабейбис» и др. Видели ли вы когда-нибудь в нашем метро рекламу Пугачевой и Киркорова? Я — нет. Конечно, виноваты — пираты, которые умудряются тырить альбомы еще до выхода официального тиража.

К шоу-бизу в Англии относятся очень и очень серьезно. Если берется интервью, то сначала от издания нужно прислать официальную бумагу-запрос. Менеджмент звезды серьезно изучит заявку: не повредит ли популярности артиста интервью в том или ином издании, с тем или иным журналистом. Потом по несколько десятков раз может согласовываться дата встречи.

Совсем не как у нас, где главное — раздобыть телефон звезды, а потом — названивать. «Здрасьте, Алла Борисовна, интервью не желаете ли? Дать».

         

МУЗЫКАНТЫ НА УЛИЦЕ

Их не так много, как в Москве, а тем более Самаре в подземных переходах и метро, но те, кто поет, совершенно потрясают своим талантищем.

Шел по андерграунду. Песня. Причем, голос слышен из самого дальнего угла перехода метро. По мере приближения ты не веришь: нет, так просто нельзя петь. Сильнейший женский голос, ни нотки фальши. Блюз, замешанный на кантри. Чем-то похоже на Патти Смит.

Да у нас так не только в метро, на официозной телевизионной сцене так не поют. НЕ ПОЮТ и все. Ну нет таланта, что поделаешь. Да что таланта — просто голоса нет.

Еще один шок. Перехожу мост по направлению к знаменитому лондонскому колесу обозрения (London Eye). Там — небольшая улочка, типа нашего Арбата. Кто-то поет, кто-то пантомимирует. Слышу — «Doors». Голос — один к одному: Моррисон. Думаю, наверное, запись. Ну, не может быть так похоже. Подхожу ближе и офигеваю: парень, правда, совсем не похожий на Джима Моррисона, поет его песни. ОДИН К ОДНОМУ!

Может, море виновато? Океян? Вон в Италии тенора, говорят, морским ветром надуло. А в Англии блюз — теплым Гольфстримом? Зато в Раше — на ложках классно играют, вон даже Ельцин миру показывал как. Да еще в присядку танцуют… Впрочем, нет. Про балет, оперу, Ростроповича забыл.

НИЩИЕ НА УЛИЦАХ

Их почти нет. Если посчитать, то я, наверное, за неделю увидел только человек 5-7. Как мне объяснила подруга — это, в основном, опустившиеся наркоманы. Дорога назад, обратно, из ада в рай, к нормальной жизни, судя по всему, для них уже заказана. Сил хватает только — на подаяния в метро. Все остальные живут примерно одинаково полноценно.

НАРКОТИКИ

Легалайз — видимо, самое модное, самое актуальное сегодня в Британии. С моей подругой мы посетили райончик Camden Town. Там полно лавочек, где продаются сувениры, чем-то все напоминает наши разросшиеся после объявления перестройки рынки.

Столик на улице. Молодой чел торгует папиросной бумагой для косяков с марихуаной. Самой анашой — нет, торговать ей здесь запрещено, но покуривать — пожалуйста. Он же приторговывает галюциногенными грибочками. Висят плакатики, на которых фотографии каких-то заморских мухоморов и поганок. Вспомнились наркоманы, просящие милостыню в метро. Но их – откровенных, опустившихся, очень и очень мало. Значит, государство все-таки как-то держит это под контролем? Или врожденный аристократизм не позволяет опускаться ниже человеческого уровня?

Кстати, пьяных на улицах я тоже не видел. Ну тех, которые у нас определяются, как напившиеся до состояния «оскорбляющее человеческое достоинство». Аристократизм? Но ведь англичане еще в начале прошлого века считались самыми главными пьяницами в мире…

ЮМОР

А вот тут – нет. Юмор, как мне показалось, сегодня в Англии довольно непритязательный.

На Лондонском Арбате стоял мим, изображающий Пьеро. Весь выкрашенный в белое. И костюм, и лицо — все абсолютно белое. Протягивает руки к какой-то негритянке, делает вид, что если она к нему не подойдет, вот-вот умрет от любви. Негритянка подошла. Мим, умирая от любви, на подкосившихся ножках начинает целовать тетке руки. Та: ха-а-ха-ха! Потом мим обнимает тетку за шею. Ха-а-ха-ха! И начинает копаться в ее прическе. Как бы выискивая вшей. Народ — смеется. Негритянка — ха-а-ха-ха! Впрочем, раз «жертве» нравится… Конечно, в плане техники все было сделано — супер, но глубина — гы, гы-гы, не больше…

Сегодня в Англии — юморной эталон г-н Р. Аткинсон, или как его там. Просто кошмарный тип. Совсем недавно был — Бенни Хилл, на мой взгляд — гораздо смешнее. Но и того и другого, как мне кажется, совершенно нельзя сравнить ни с питерским ранним «Городком», ни с ранними Нагиевым и Ростом. А уж всех упомянутых вместе взятых — с Райкиным. Аркадием, конечно.

Куда подевался тонкий английский юмор? Скушал шоу-биз?

         

Продолжение последует завтра в это же время.

Виталий Лазаренко

29 декабря 2003 г.

*