15 января вступает в силу новое законодательство, регулирующее торговлю на розничных рынках, а также количество работающих на них иностранных граждан. С этого времени доля иностранцев на рынках не должна превышать 40 процентов, а с 1 апреля в торговых рядах будут стоять только граждане с российскими паспортами. Насколько местные власти и хозяева рынков готовы к новым правилам? Чтобы выяснить это, корреспонденты «РГ» прошлись по рынкам в разных регионах страны.

Вчера главный государственный санитарный врач, руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко и глава Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский «сверили часы» с представителями региональных властей. Открывая селекторное совещание, Геннадий Онищенко заметил, что вводимые ограничения не должны вызвать роста цен на товары повседневного спроса. Это может вызвать серьезную социальную напряженность, ведь, по статистике, посетителями продовольственных и вещевых рынков являются в основном малообеспеченные граждане.

Руководитель Роспотребнадзора сообщил коллегам, что для успешной реализации закона о розничных рынках регионы должны в первом триместре 2007 года разработать конкретные меры по его реализации, создать комиссии, которые будут следить за тем, как рынки приводятся в соответствие с требованиями закона (это и надлежащее оформление всех разрешительных документов, и санитарно-техническое состояние помещений, и заключение договоров с продавцами, и многое другое). Эти же комиссии должны осуществлять надзор за выводом мигрантов из данного сектора экономики. Геннадий Онищенко напомнил, что под руководством председателя правительства создана специальная рабочая группа по вопросам трудовой миграции, к заседанию которой впоследствии будут привлекаться руководители регионов.

В свою очередь Константин Ромодановский заявил, что его ведомство проводит подготовительную работу для реализации закона о розничных рынках, и что, с его точки зрения, региональные подразделения ФМС к этому готовы.

В основном оптимистичными были и высказывания представителей регионов, участвовавших в совещании. В частности, из Санкт-Петербурга сообщили, что в городе и области процент иностранной рабочей силы на рынках невелик, и найти этим продавцам замену будет легко. Представитель Хабаровска отметил, что там в последнее время стабилизировалось количество китайских граждан. Тюмень сообщила, что в целом контролирует ситуацию с иностранной рабочей силой. Владивосток назвал положение дел на розничных рынках в Приморском крае достаточно стабильным.

Так видят ситуацию чиновники. А вот как ее увидели наши корреспонденты, побывавшие на розничных рынках в своих городах в первые рабочие дни нового года.

Затишье после бури

Как только в Южно-Сахалинске поползли слухи о предстоящих изменениях, китайцы устроили широкомасштабную «распродажу» своих товаров. 3-4 января на «китайском» рынке женские зимние сапоги можно было купить за 500 рублей (их реальная стоимость в обувных магазинах — более 3000 рублей), а мужскую дубленку — за 1500 рублей, хотя раньше такие куртки продавали по 7-8 тысяч рублей.

Новые правила наделали немало шуму среди рядовых граждан. Пенсионеры и малообеспеченные граждане категорически против выдворения китайцев. Такого же мнения и руководители микрорынков, где китайцы арендуют торговые места. Директор одного из торговых предприятий заявил корреспонденту «РГ»: «Уйдут китайцы — и рынок, сегодня доступный по ценам практически каждому, просто закроется! Всего на рынке 160 мест, 90 процентов торгующих — граждане Китая. 30 торговых мест мы закрыли до нового года, в январе придется закрыть еще более 60. Значит, на какое-то время рынок перестанет функционировать».

На рынках Хабаровска — затишье после бури. Напомним, что в декабре, собираясь покинуть город, китайцы устроили распродажу по беспрецедентно низким ценам. Однако в январе все вернулось на круги своя, правда некоторые изменения все же произошли. В Хабаровске остались самые богатые китайские торговцы, у которых здесь магазинчики и бутики, а все их бедные «родственники» собрали чемоданы и уехали домой, но на их места сразу встали вьетнамцы. Как считают российские продавцы, от декабрьской распродажи китайцы ничего не потеряли — они распродали весь неликвид и с хорошими деньгами уехали в Китай, чтобы потом оформить нужные документы и вернуться обратно.

Был я в чем-то китайском, стал я в чем-то вьетнамском

В Приморье на продовольственных и вещевых рынках спокойная обстановка. Никто не распродает по дешевке товары и никуда сбегать не собирается. Об угрозе исхода китайских торговцев не знают ни они сами, ни местное население. Приняв журналиста за чиновника миграционной службы, граждане Китая начали показывать свои разрешительные документы на право жить во Владивостоке, работать и торговать именно на этом рынке.

Из документов следует, что разрешение на проживание у некоторых заканчивается в феврале-марте, у других — летом, у кого-то через полгода. Как сказали корреспонденту «РГ» в миграционной службе, сокращение присутствия иностранных граждан на рынках будет идти постепенно, все доработают свой срок согласно выданным им документам. Позже будет решаться вопрос, какому количеству граждан Китая или Вьетнама — именно их присутствие на городских рынках заметно более всего — разрешение будет продлено, кому нет.

Единственное, что скоро будет заметно во Владивостоке, — это массовый отъезд граждан КНР на родину поближе к празднованию нового года по восточному календарю, который нынче отмечается 18 февраля. А китайцы, работающие в Благовещенске, уже тронулись в путь на встречу своего нового года — торговые ряды здесь уже наполовину опустели.

Русские продавцы на рынках знают, что скоро доступ иностранцев к розничной торговле будет ограничен, но уходу иностранных конкурентов особо не радуются. Многие утверждают, что на их положении это никак не отразится. Опасения высказывают только покупатели: большинство считает, что останутся буквально «раздетыми».

Тем не менее амурские власти уверяют, что население переживает зря. Иностранные граждане по-прежнему будут торговать в области. Сейчас на территории Приамурья в сфере торговли работают 1803 иностранца, в текущем году в сферу торговли область рассчитывает привлечь 1900 мигрантов. С 15 января большая часть торгующих перейдет на оптовую торговлю, а с первого апреля — на магазинную. В планах местных властей есть и строительство торгового центра специально для иностранных граждан.

Компанейщины не будет

В Свердловской области никакой паники на рынках не наблюдается. Один из крупнейших рыночных комплексов Екатеринбурга: здесь по-прежнему трудятся на своих местах многочисленные торговцы из Китая и других зарубежных стран. Администрация изгонять их с рынка не торопится: пока лишь изучает принятые документы, проводит консультации с коллегами и специалистами городского комитета по товарному рынку о том, каким образом спокойно и планово привести деятельность рыночного комплекса в соответствие с изменившимся законодательством.

По словам министра торговли Свердловской области Веры Соловьевой, наведение порядка на рынках никто не собирается превращать в компанейщину: работа эта велась в области и раньше, причем комплексно. Конечно, в связи с принятием новых постановлений федерального правительства, претерпит изменения и стратегия региональных властей. Проект постановления правительства области по этому поводу уже подготовлен, но еще не принят.

Искусство счета

В Новосибирской области иностранных торговцев пока не успели даже сосчитать: сколько их трудится на местных рынках, точно не знают ни чиновники, ни правоохранительные органы. Создается впечатление, что в Новосибирске введение 40-процентной квоты для зарубежных продавцов скорее некое абстрактное понятие, чем реальная цель. Возьмем, к примеру, крупнейший за Уралом вещевой рынок — Гусинобродский, где торгуют граждане как минимум десятка государств. «Долю иностранных торговцев на вещевом рынке никто не определял, — сказал «РГ» представитель муниципалитета в совете директоров рынка, депутат горсовета Анатолий Казак. — И я не думаю, что в ближайшее время можно будет добиться какого-либо контроля в этой сфере. На мой взгляд, чтобы убрать с вещевого рынка иностранцев, потребуется никак не меньше года, ведь реальных механизмов исполнения закона пока не выработано».

Любопытно, что руководители некоторых новосибирских рынков ничего не знают о грядущих изменениях. «На федеральном уровне еще ничего не принято», — заявили «РГ» в администрации оптового Хилокского рынка, где около 80 процентов торговцев — иностранцы.

Совсем другая ситуация в Липецкой области. Здесь иностранные торговцы на розничных рынках уже давно находятся на учете. Их всего 118 человек, или 2,4 процента от общего числа работников рыночных рядов. Пребывают они в городе и на своих рабочих местах легально, перечень их товаров известен.

Капиталистическое разделение труда

Торговля на продуктовых рынках Ростова после праздников ощутимо упала. Меньше стало и покупателей, и самих продавцов. Овощные-фруктовые ряды заполнены торговцами на 10-20 процентов, мясные — на 30-40. Цены в среднем чуть подросли по сравнению с предновогодними, но тенденция последних лет показывает, что во второй половине месяца все вернется на прежний уровень.

Национальная принадлежность продавцов не изменилась. В мясных рядах торгуют преимущественно лица славянской национальности (кроме незначительного числа торговцев бараниной, это традиционно выходцы с Кавказа). В овощных рядах также преобладание русскоязычного населения — примерно две трети торговцев. А вот торговля фруктами — прерогатива кавказцев, и если встречаются лица иных национальностей, то, как правило, они работают на кавказцев. Беспорядков на рынках не наблюдается ввиду малого числа покупателей и усиленных нарядов милиции.

Воронежцев беспокоят не иностранцы на рынках, а гипермаркеты, которые в последнее время начали появляться в городе. Люди боятся, что магазины-великаны поглотят рынки. Многие горожане абсолютно не желают делать покупки продуктов где-то еще: на рынках по сравнению с магазинами цены ниже, а продукты питания, в том числе мясо, живая рыба, молочные товары и так далее, в широком ассортименте завозятся на день и к вечеру распродаются.

Продавцы на воронежских рынках в основном местные. Немногие выходцы с Кавказа, торгующие фруктами и орехами, имеют российские паспорта и давно осели в Черноземье на постоянное жительство. Крестьяне собственными продуктами на крупных рынках почти не торгуют (разве что зеленью) — их отпугивает обязательное прохождение ветеринарного и фитосанитарного контроля.

Посредник умер. Да здравствует посредник!

На рынках Тамбова после новогодних каникул торговая жизнь замерла. Причина проста — народ поиздержался. Но с первой зарплатой в новом году обычная жизнь восстановится.

Власти Тамбовской области, учитывая, что почти 100 процентов овощей и картофеля и львиная доля мяса, потребляемых в регионе, произведены на личных подворьях, сделали ставку на частника. С начала прошлого года крестьяне получили возможность получать практически беспроцентные целевые кредиты для развития своих приусадебных хозяйств. В самом Тамбове администрация города освободила сельхозпроизводителей от платы за въезд на территорию рынков и за предоставление торговых мест. А 16 декабря в здании крытого рынка Тамбова были открыты мясные ряды, где крестьяне, как предполагалось, могут свободно торговать без участия посредников. Однако в первый же день все те же пресловутые посредники скупили у крестьян мясо, и через два-три часа цены на рынке «стабилизировались», то есть вернулись к прежним.

Доживем до понедельника

На берегах Невы налоговая инспекция начала проверку квартир, которые, по оперативным данным, постоянно сдаются в наем коммерсантам с юга. Владельцы жилплощади забеспокоились и просят съемщиков очистить помещения. По крайней мере на время активных действий налоговиков. Иностранные торговцы на рынках сохраняют спокойствие и о будущем не думают: «Доживем — увидим! Пока никто не гонит, и ладно…»

Новые правила рыночной торговли наряду с «иностранными» квотами предусматривают, что каждый продавец должен иметь именную карточку.

— Плохо сделали не китайцам, а нам, — сказала одна русская женщина, торгующая на рынке в Хабаровске. — Раньше мы закупали оптом китайский товар на рынке «Выборгский», а сейчас там товара нет! Его распродали в розницу по оптовым ценам. Поэтому в январе я сама ездила в Китай за товаром. Так там взвинтили цены почти вдвое!

А хозяева торговых предприятий считают, что иностранцы все равно найдут обходные пути. Например, китайцы будут привозить товар в Россию, а на торговые места нанимать российских граждан.

Между тем

В последние дни цены на рынках колебались по обычной праздничной конъюнктуре. Сокращения рядов торгующих и ассортимента товаров покупатели не отметили.

Дата публикации 12 января 2007 г.

«Российская газета»

*