На АвтоВАЗе чуда не случилось
Большие объемы нераспроданных автомобилей становятся привычными для АвтоВАЗа. Однако в этом году ситуация близка к критической. Если год назад на складах скопилось 45—48 тыс. автомобилей, то сейчас, по данным РБК daily, этот показатель вырос до 95 тыс. авто. Несмотря на то что продажи не поспевают за производством, АвтоВАЗ решил не затягивать зимние каникулы и 9 января запустил конвейер.
ОАО «АвтоВАЗ» по итогам 11 месяцев 2006 года произвело 703,4 тыс. автомобилей, показав рост в 3%. Из них за десять месяцев было продано на российском рынке 530,9 тыс. автомобилей Lada, что на 0,03% больше, чем в 2005 году. По итогам 2005 года АвтоВАЗ произвел 721,5 тыс. машин, продав на внутреннем рынке 648 тыс.
Объемы нераспроданных автомобилей начали расти еще в начале осени. Как ранее сообщал АвтоВАЗ, по итогам десяти месяцев 2006 года этот показатель составлял 72 тыс. машин. На предприятии неоднократно заявляли, что завод без особых потрясений переживет, если запасы на всех площадках не превысят уровня полуторамесячной нормы производства при том, что в месяц завод производит 65 тыс. машин. Сейчас количество нераспроданных автомобилей вплотную приблизилось к критической отметке. Как сообщил РБК daily источник в дилерских кругах, на конец декабря количество произведенных, но непроданных машин на заводе и у дилеров составило около 95 тыс. штук. При этом год назад этот показатель составлял, по данным портала Ladaonline, 45—48 тыс. автомобилей.
Рассчитывать на то, что в ближайшие время продажи активизируются, не приходится. И сам завод, и дилеры указывали на то, что в октябре и ноябре продажи традиционно спадают и активизируются только с наступлением весны. При этом определенная надежда возлагалась на декабрьский подъем продаж, связанный с заключением корпоративных контрактов. Хотя итоги декабря и 2006 года в целом ни завод, ни дилеры еще не подвели, уже ясно, что чуда не произошло. «Продажи в декабре оставались на таком же уровне, что и в ноябре», — пожаловался РБК daily один из дилеров.
Между тем АвтоВАЗ не спешит предпринимать решительные меры. 9 января тольяттинский завод запустил конвейер на полную мощность. По информации РБК daily, ранее на предприятии рассматривали возможность продления новогодних каникул до 15 января, однако позже решили этого не делать. При этом планировалось, что до 15 января также будет приостановлена работа конвейера, на котором производится «десятка», для того чтобы подготовить эти мощности для выпуска Lada Priora. Но, как сообщили РБК daily на АвтоВАЗе, 9 января заработали все нитки конвейера. Запуск Priora в полномасштабное производство был отложен: в январе планируется произвести установочную партию в 400 машин, которую не успели выпустить в декабре.
Тем не менее принимать решения о приостановке конвейера сегодня все еще некому. На АвтоВАЗе до сих пор не назначили ответственного за производственные вопросы. По информации РБК daily, Максим Нагайцев, до сих пор являющийся исполняющим обязанности гендиректора завода, теперь полностью переключился на проект с канадской Magna, соглашение о сотрудничестве с которой АвтоВАЗ заключил в самом конце декабря. «В принципе за производство отвечает Вильчик (замгендиректора по производству Виталий Вильчик. — РБК daily), однако приказ о его назначении до сих пор не подписан», — сообщил РБК daily источник, знакомый с ситуацией.
ЮЛИЯ КАРУЛИНА
11.01.2007
***