Британский еженедельник Jane»s Defence Weekly впервые обнародовал секретные данные о поставках российской военной продукции в Китай. Благодаря экспорту из России, который в прошлом году достиг примерно 1,5 млрд долларов, эта страна к концу 2004 года будет обладать крупным парком истребителей в 273 самолета Су-27 и Су-30.

По сведениям журнала, полученным из «российских источников», в этом году Россия завершит экспорт машин Су-30МК2 для морской авиации китайского флота — будет поставлено 24 таких самолета. В 2000 — 2003 годах Россия уже продала Китаю две партии по 38 истребителей этого типа стоимостью 1,5 млрд долларов каждая. Кроме того, в этот период Россия поставила Китаю 28 учебно-боевых машин Су-27УБК в счет погашения госдолга на сумму порядка 1 млрд. По данным Jane»s Defence, в 19956 году Китай начал закупку у России 200 комплектов истребителей Су-27СК стоимостью 2,5 млрд долларов для сборки на авиазаводе в Шэньяне. Пока отгружено 95 комплектов. Контракт на поставку еще 105 машин пока не подписан.

Всего начиная с 1991 года, по данным еженедельника, Китай получил из России 50 истребителей типа Су-27.

Истребители Су-30 и машинокомплекты для сборки в Китае истребителей Су-27 собираются на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре, входящем в корпорацию «Сухой». От комментариев представители завода, равно как и представители «Рособоронэкспорта», отказываются. Впрочем, источник «Ведомостей» в одной из российских военно-промышленных компаний говорит, что опубликованные британским еженедельником цифры «соответствуют действительности».

Эксперт Института Дальнего Востока РАН Василий Кашин считает, что Китай спровоцирует новый виток гонки вооружений в регионе. «Это будет использовано американской пропагандой и приведет к ускорению перевооружения Тайваня американским оружием», — полагает эксперт. Сейчас Тайвань располагает примерно 320 современными истребителями F-16, «Мираж-2000» и IDF, и Китай в 2004 году впервые сравняется с островом по количеству современных самолетов. В этой обстановке, считает он, Пекин приложит дополнительные усилия для покупки в России «летающих радаров» А-50, необходимых для управления крупной группировкой своих самолетов. А для получения превосходства, считает Кашин, Китай может пойти и на дальнейшие закупки машинокомплектов для Су-27 и новых партий Су-30 у России.

Истребитель завоевания господства в воздухе Су-27 поступил на вооружение Вооруженных сил СССР в 1985 году, а в 1989 году Политбюро ЦК КПСС приняло решение разрешить экспорт этих самолетов в Китай. Многофункциональный истребитель Су-30, управляемый двумя летчиками, создан на базе учебно-боевого варианта Су-27 и помимо воздушного боя может также выполнять задачи по поражению наземных и морских целей высокоточным оружием.

Кроме Китая Россия поставляла Су-27 в Эфиопию, Вьетнам и Индонезию, а специальные версии Су-30 поставляются также в Индию и Малайзию. Поставляемые в Китай истребители Су-30 имеют менее совершенное бортовое оборудование, чем индийский вариант машины: они не оснащены двигателем с управляемым вектором тяги и радаром с фазированной антенной решеткой.

Newsru.com

*