ОАО "АВТОВАЗ" пошел пятнадцатый год
Волжский автомобильнай завод отметившией летом 2006 года свое 40-летие имеет еще одну достаточно важную веху. Четырнадцать лет назад, 5 января 1993 года распоряжением Госкомимущества производственное объединение «АВТОВАЗ» было преобразовано в Акционерное общество открытого типа.
Часть акций работники предприятия получили тогда в собственность безвозмездно, еще некоторую долю – по закрытой подписке на льготных условиях с 30-процентной скидкой от номинальной стоимости. Еще около 5% акций завода было размещено среди должностных лиц администрации завода. В итоге в 1993 году 220 тысяч работников и ряд руководителей АВТОВАЗа стали его совладельцами. Кроме того, на всероссийском чековом аукционе было реализовано 27,5% от общего числа акций предприятия. Аукцион проводился в 35 республиках и областях Российской Федерации. По итогам этого аукциона к обществу присоединилось свыше 10 тысяч акционеров – граждан России – и около 60 финансовых и инвестиционных организаций. Таким образом, вместе с государством, которому тогда принадлежало 15,5% акций, сформировалась первая структура собственников АВТОВАЗа.
В дальнейшем акции АВТОВАЗа продавались и покупались, собственники менялись и укрупнялись, история шла своим ходом. За эти 14 лет ОАО «АВТОВАЗ» шесть раз выплачивало дивиденды своим акционерам – по итогам 1993-го, а также за период с 2001 по 2005 год. Рыночная стоимость акций автогиганта за эти годы многократно возросла.
В конце 2005 года в структуре управления АВТОВАЗа произошли большие перемены. Свой пост оставил председатель Совета директоров АВТОВАЗа Владимир Каданников, а 22 декабря был избран и новый состав Совета директоров компании. Вслед за этим пошли новые отставки и назначения, но структура собственности за 2006 год так и не поменялась. Она по-прежнему запутана при помощи схемы «перекрестного акционирования», придуманной еще Борисом Березовским в 1993 году. Эксперты надеялись, что в 2006 году управленцы из «Рособоронэкспорта», пришедшие на АВТОВАЗ по указке Кремля, распутают этот хитроумный узел, но пока этого не произошло. Возможно это случится в 2007 году и все акционеры, а также работники АВТОВАЗа наконец-то узнают, кто истинный хозяин предприятия, сообщает сайт Автосфера
*