Мы привыкли, что наше образование — лучшее в мире. Однако международные исследования показывают: это далеко не так. И даже по чтению, где раньше Россия занимала ведущие позиции, мы теперь оказались лишь в середине списка. Таковы результаты исследования PIRLS, проведенного в 2006 году.

Исследование качества чтения и понимания текста (Progress in International Reading Literacy Study, PIRLS) проводится раз в 5 лет. В нем участвуют школьники четвертого года обучения (начальная школа). Средний возраст — 9—10 лет (в России — 10—11). В 2006 году тестирование прошло в 45 регионах РФ, в нем приняли участие 4720 четвероклассников из 232 школ (в 2001 году — 4093 ученика из 206 школ).

Исследование проводится следующим образом: каждому ребенку дают тетрадь с двумя текстами и заданиями к ним. Первый текст художественный — забавная история, рассказ-описание, сказка, второй — научно-популярный (чаще всего о животных). К ним прилагается 12—15 заданий, на выполнение которых отводится 40 минут. Требуется выбрать правильный ответ из 4 возможных или написать короткую фразу. Результаты оцениваются по 1000-балльной шкале.

   

Исследование показало, что российские ребята хорошо справляются с теми тестами, где требуется сформулировать основную идею, но буксуют там, где нужно выразить свое отношение к прочитанному или дать оценку.

Результаты PIRLS показали, что российские дети в целом читают больше (по времени, по количеству книг и по их разнообразию), чем их западные сверстники. Причем делают это в основном для удовольствия, а не ради школьной оценки. Есть и современные тенденции: в последние годы увеличилось количество мальчиков, использующих в качестве библиотеки Интернет, и возросло число девочек, регулярно читающих статьи в журналах и газетах. Между тем, по мнению специалистов, чтению в российской школе уделяется мало времени.

И еще одна интересная закономерность: с возрастом наши школьники все больше… глупеют. Так, Международное исследование образовательных достижений учащихся (PISA), проводимое среди 15-летних учеников, показало, что наши 9-классники по уровню естественнонаучной и математической грамотности, а также по грамотности чтения находятся на 30—32 местах (из 45 возможных). Это гораздо ниже среднеевропейского показателя.

Подробнее в материале на сайте газеты Московский Комсомолец

***