Некоторые формальные элементы картины «Альфа Дог» (Alpha Dog) предполагают, что это не более чем тщательно воспроизведенная в документальной манере реальная криминальная история, случившаяся в 1999 году в Большом Лос-Анджелесе.

Но как комплимент сценаристу и режиссеру фильма Нику Кассаветису (сыну знаменитого режиссера Джона Кассаветиса и известной актрисы Джины Роулендс) должен отметить, что фильм поднимается до уровня серьезных художественных обобщений, отчего его социальная значимость сильно выигрывает.

История, которая легко могла быть опрощена телевизионной экранизацией «на тему дня», рассказана так, что становится тревожно за место и время, в которое мы живем.

Несмотря на то, что по юридическим соображениям имена персонажей изменены, временные параметры истории сохранены, и в уголке экрана постоянно появляется дата и время происходящего. Словно скрытая камера помещена в гущу событий и отмечает на пленке не только что происходит, но и когда. Поскольку вся история, как и в реальной жизни, протекает в течение 72 часов, временные вехи придают действию не только правдоподобность, но и дополнительный динамизм и ощущение конечности. Конечности потому, что мы заранее знаем, что дело кончится плохо.

А дело состоит в том, что группа (скорее стая!) молодых бездельников из предместий Лос-Анджелеса (впрочем, этот мегаполис и есть сплошное предместье!), приторговывающих марихуаной, похищает 15-летнего подростка Зака Мазурски (Антон Ельчин), поскольку его брат Джейк (Бен Фостер) задолжал вожаку – «альфа-догу» стаи Джонни Трулаву (Эмиль Хирш) несколько сот долларов за проданный товар.

Похищение происходит спонтанно, когда Джонни Трулав и его подручный Фрэнки Белленбахер (Джастин Тимберлэйк) встречают Зака, бредущего у дороги после того, как он сорвался из дома после стычки с родителями по поводу найденной ими трубки для курения дури.

Бессмысленные, а позже, как увидим и беспощадные охломоны в принципе не знают, что делать с Заком, которого они поначалу хотят использовать как козырь в игре по выколачиванию денег из его брата. Паренька на время как бы делают членом стаи и, в общем, относятся к нему не как к заложнику, а как к неофиту. Молодой актер Антон Ельчин, родившийся в бывшем СССР, создает смешанный по краскам портрет юноши, достаточно наивного и в меру чистого, но при этом бунтующего против домашнего уклада и готового на рискованные приключения, в том числе и сексуального плана.

Каковые приключения не без удовольствия предоставляет ему приставленный к Заку надзирателем Фрэнки. Джастин Тимберлейк, которого мы больше знаем как звезду поп-музыки, создает жизнеподобный образ разгильдяя, не чуждого благородства. Его Фрэнки постоянно разрывается между симпатией к Заку, желанием его отпустить и стадным чувством мужской компании, где постоянно идет конкуренция за лидерство – формальное и неформальное. И здесь фильм не оставляет сомнений, кто на самом деле вожак — «альфа-дог».

Автор фильма Ник Кассаветис очень умно сделал, пригласив на роль Джонни Трулава Эмиля Хирша, который внешне больше подходит на роли в лирических комедиях или семейных драмах, в каковых он и играл с успехом. «Альфа-дог» Хирша берет не ростом и физической силой, а излучаемой им внутренней жестокостью, готовностью применить силу, в том числе оружие, и, конечно, абсолютной аморальностью.

Заслуга актера в том, что он буквально излучает с экрана эту негативную энергию, которая и делает его заглавным героем. Хирш в фильме внешне напоминает раннего Леонардо ДиКаприо, но роль Джонни Трулава по эмоциям все же ближе к более позднему ДиКаприо из «Отступников» или «Кровавого алмаза».

При том, что в картине есть ведущие персонажи, она бы не удалась до такой степени, если бы не весь ансамбль актеров. Среди них заслуживает особого упоминания Бен Фостер, создающий эпизодический образ Джейка Мазурски. В его трактовке это ярко выраженный социопат, в голове которого, постоянно одурманенной марихуаной, перемешались иудаизм с нацизмом, о чем свидетельствует обильная татуировка на его теле.

Но если Джейк Мазурски находится на грани или даже за гранью сумасшествия, то в случае остальных участников драмы, перерастающей в трагедию, ужас состоит в банальности зла. Фильм не только фиксирует, но и ненавязчиво, без дидактики анализирует молодежную «культуру», замешанную на благополучии, достигнутом родителями тяжелым трудом в обмен на пренебрежение семьей и детьми, на пропагандирующей насилие и аморальность рэп-музыке, на отсутствии каких-либо идеалов, кроме получения удовольствия любой ценой.

Я сознательно приберег для заключения небольшую по объему, но важную в контексте фильма роль матери похищенного паренька Оливии Мазурски. Ее играет Шарон Стоун, которую мы привыкли видеть на экране в роли секс-символа. Здесь же, в «Альфа Доге», она с завидной точностью представляет не только жертву обстоятельств, но и олицетворение серьезной проблемы с нарушением цепи преемственности морального кода общества от родителей к детям.

В начале картины Стоун играет мать, неспособную защитить своего ребенка от соблазнов окружающей среды с размытой моралью. А в актерски мощном финальном монологе опустившейся и спившейся Оливии, находящейся под психиатрическим наблюдением после трех попыток самоубийства, Стоун в течение нескольких минут создает болезненно правдивую картину обрыва социальной нити и суммирует идею фильма.

Честный и наблюдательный художник Ник Кассаветис не навязывает нам финальное заключение. Нам самим предстоит решать, увидев фильм, частный ли это случай или свидетельство опасных глубинных, а может, и не столь глубинных процессов, опасных для дальнейшего нравственного здоровья американского общества.

Сергей Рахлин

Лос-Анджелес

05.01.2007

Сообщает сайт www.voanews.com

***