Новый китайский истребитель J-10А, официально представленный в Пекине в конце этой недели, может стать сильным конкурентом российскому МиГ-29 на рынках некоторых стран Африки и Азии. Впервые широкой публике J-10А представили 5 января этого года на пресс-конференции в Пекине. Производство истребителей началось еще два года назад, однако до этой недели информация о J-10А считалась военной тайной.

К настоящему времени произведено около 40 истребителей J-10А, все они находятся на вооружении китайских ВВС. Заинтересованность в закупке истребителей уже проявил традиционный военный партнер Китая Пакистан, куда самолеты будут поставляться под маркой FC-20.

По мнению военного эксперта гонконгского аналитического центра KANWA Андрея Чана (Andrei Chan), факт открытой презентации самолета в присутствии китайских и иностранных журналистов означает, что Китай собирается активно продвигать этот истребитель на экспортные рынки вооружений, где он будет конкурировать с российским самолетом МиГ-29 СМТ.

«J-10A и МиГ-29 СМТ являются самолетами одного и того же поколения, кроме того, на китайских истребителях используются российские двигатели компании Салют, что делает их еще более похожими» — поясняет Чан в интервью РИА Новости.

«Скорее всего, китайские истребители будут конкурировать с российскими в таких странах, как Судан, Ангола, Нигерия, Иран и Таиланд» — пояснил гонконгский эксперт.

В последние годы Китай расширяет свое присутствие в Африке, активно инвестируя в нефтяные проекты на «черном континенте» и развивая программы гуманитарной помощи.

По мнению гонконгского эксперта, Китай может предложить частично оплачивать своими самолетами поставки нефти из Нигерии, Анголы и Судана.

«В Судане уже есть опыт работы с китайскими истребителями J-7, что может сыграть свою роль на переговорах» — подчеркнул эксперт.

По мнению Чана, пока невозможно с определенностью сказать, как будет развиваться конкурентная борьба между J-10A и МиГ-29.

«МиГ-29, возможно, надежнее своего китайского конкурента, но китайцы, скорее всего, смогут продавать свои истребители дешевле» — утверждает эксперт.

Истребитель J-10А очень напоминает израильский самолет LAVI-1, однако и китайцы и израильтяне всегда отрицали, что Израиль когда-либо делился своими военными технологиями с КНР.

Многие эксперты, однако, полагают, что такое сотрудничество имело место.

«В 1986 году группа израильских экспертов в области военного авиастроения довольно долго находилась в городе Чэнду, где находится исследовательская и производственная база новых китайских истребителей» — говорит Андрей Чан.

«В ходе этой поездки китайская сторона получила информацию о принципиальных особенностях израильского истребителя, на базе которой в КНР была разработана собственная машина» — утверждает он.

По данным KANWA, китайские военные уже закупили 154 российских двигателя для истребителей, а общий план подразумевает производство не менее 300 истребителей J10А.

Кроме того, китайские военные не исключают начала производства двухмеcтного истребителя J-10B и морской версии J-10A, которая пока не получила название.

Сянган (Гонконг), 7 янв — РИА Новости, Марк Завадский. 16:10

***