Боголюбивым пастырям, монашествующим и всем верным чадам самарской епархии русской православной церкви Возлюбленные о Господе досточтимые пастыри, честные иноки и инокини, боголюбивые миряне – дорогие во Христе братья и сестры! Разделяя ныне с каждым из вас радость великого праздника, от всего сердца и от всей души поздравляю вас с этим дивным торжеством Неба и Земли – с Рождеством во плоти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа!

Рождественское послание высокопреосвященнейшего Сергия Архиепископа Самарского и Сызранского

Боголюбивым пастырям, монашествующим и всем верным чадам самарской епархии русской православной церкви

(«Видев Зиждитель гиблема человека….егоже

созда, приклонив небеса сходит; сего же от

Девы Божественныя Чистыя всего

осуществует, воистину воплощься…»

(Из 2-го тропаря 1-й песни Рождественского канона)

   Возлюбленные о Господе досточтимые пастыри, честные иноки и инокини, боголюбивые миряне — дорогие во Христе братья и сестры! Разделяя ныне с каждым из вас радость великого праздника, от всего сердца и от всей души поздравляю вас с этим дивным торжеством Неба и Земли — с Рождеством во плоти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа! Праздник Рождества Христова озарен Божественным светом, о чем говорится в церковных песнопениях. Радость, ликование, поистине неземное величие этого события не померкнут во времени и никогда не умалятся.

   Великий провидец воли Божией, пророк Исайя, созерцая пришествие в мир Сына Божия, еще за многие столетия до Его рождения предвозвещал, что «народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; и на живущих в стране тени смертной свет воссияет» (Ис. 9, 2)

   И вот свершено спасительное таинство явления Бога во плоти, и миру воссиял Свет истины — Христос Бог наш.

   По Божественной воле Бога Отца мир сразу узнал о воплотившемся Богомладенце: Ангел Господень в Рождественскую ночь возвестил вифлеемским пастырям великую радость, которая затем была дана всем людям, ибо в Вифлееме родился Мессия, Который есть Христос Господь (Лк. 2, 10-11).

   Снисшедый на землю Господь наш Иисус Христос, по любвеобилию и благости своей «будучи образом Божиим…. уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек…» (Флп. 2, 6, 7), ради нашего вечного спасения. Приняв на себя добровольно человеческое естество, Господь и всему человечеству возвратил возможность общения с Богом.

   И люди, от века утратившие по грехам свои сыновнюю связь с Богом и потерявшие все преимущества и блага быть детьми Божьими, с Рождеством Христовым вновь приобщаются к усыновлению, обожению и получают возможность воспринять многообразные дары Божественной благости в Святых Таинствах и молитвах Церкви, как живительном и никогда не иссякаемом источнике, напояющем всех жаждущих Христовой истины на путях духовного возрастания и наследования вечной жизни в обителях Отца Небесного.

   «Слава и хвала на земли рожденному и обожившему земнородных существо» (из седальна праздника).

   Не силой привлекает нас к себе Христос, а любовью и благим евангельским словом, открывшим нам путь ко спасению, победою Креста над грехом и смертью. Потому истинный смысл жизни человека состоит прежде всего в том, чтобы со смиренной благодарностью и благоговением принять этот великий дар Божий, подчиниться исцеляющей и животворящей силе этой любви и ответить на нее всей силой, всей крепостью, всем разумением своим. Тогда раскроются наши сердца навстречу окружающим нас людям, и мы научимся принимать каждого, кого Господь посылает нам на жизненном пути, как приняли бы мы Его Самого. Эта любовь научит нас все дела наши большие и малые — совершать во имя ее, во славу Божию.

   Божией милостию Самарская епархия, на канонической территории которой проживают народы разных конфессий, в минувшем году продолжала идти по нелегкому, но благодатному пути возрождения церковной жизни, восстановления во всей традиционной полноте своего служения и свидетельства.

   Ревностными усилиями наших пастырей, монашествующих и благочестивых мирян, успешно продолжаются миссионерские и духовно-просветительские труды, катехизация и другие направления религиозного и богословского образования, благотворительность и социальное служение. Одной из величайших заповедей, данной Воплотившимся Богом — Словом человечеству, было завещание пребывать в любви и учить слову Божию все народы, крестя их во имя Святой Троицы (Мф. 28, 19).

   Прошедшая в сентябре 2006 года в Самаре Межрегиональная научно-практическая конференция «Православная цивилизация: прошлое, настоящее, будущее» — явное свидетельство того, что слова Основателя Церкви остаются неизменными и сегодня. Как и две тысячи лет назад, перед православными христианами предлежит задача свидетельствования о Христе, проповеди вечных ценностей Православной цивилизации и приобщение мира к ведению истины. В своем Первосвятительском слове к участникам конференции на Самарской земле Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II говорит: «Священное Писание указывает нам, что все творение Божие «совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. 8, 22), «ожидая усыновления, искупления» (Рим. 8, 23). И миссия Церкви и каждого ее члена состоит в том числе и в распространении ведения о Боге, в проповеди, всеивающей в сердца людей спасительные семена веры, делающей человека причастником плодов Искупительного подвига Спасителя».

   Названная заслуженно главным событием уходящего года, конференция показала миру, что сегодняшняя миссия тех, кто возвещает Благую Весть, необычайно многообразна, и православные христиане, труждающиеся на этом поприще, имеют перед собой огромное поле для деятельности, ибо последствия господства в нашем обществе насильственного безбожия, к сожалению, не изжиты до сих пор. Очевидно, что удаление от Творца всего сущего, стремление пересмотреть традиционную иерархию ценностей, опираясь исключительно на представление о человеке, как мере всех вещей, и делая страсти и пороки идолом, в жертву которому приносятся все идеалы, не может принести добрых плодов, ибо «собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?» (Мф. 7, 16).

   В данных условиях отстаивание приоритета традиционных нравственных и духовных ценностей Православной цивилизации, правопреемниками которой мы являемся, становится вопросом, имеющим принципиальное значение. А в том, что православные ценности по-прежнему дороги для нашей паствы, и наследие Божие пустило глубокие корни на Самарской земле, не приходится сомневаться. Летом минувшего года Господь сподобил Самару — центр нашей епархии — поистине дивного посещения. Из Цетинского мужского монастыря, что в братской православной Черногории, на Самарскую землю прибыли мощи Крестителя Иоанна — десная рука Предтечи Господня, которой он крестил Господа нашего Иисуса Христа в Иордане. Тысячи людей, стекавшиеся в этот день в Самару из городов и весей епархии, их искренняя вера и приверженность Христовым идеалам, есть красноречивое свидетельство того, что традиции Православия, его богатое духовное и культурное наследие живы в душах и сердцах людей, населяющих прекрасную Самарскую землю.

   Возлюбленные о господе пастыри, иноки, инокини и все верные чада Русской Православной Церкви, живущие на Самарской земле! От всей души поздравляю всех вас с великим, спасительным и преславным праздником Рождества Христова и Новолетием и горячо желаю, чтобы в наших сердцах всегда проникновенно звучала священная ангельская песнь, прославляющая Богомладенца Христа, царство мира на земле и благоволение в людях: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».

   Пусть всем нам в грядущем году подает Господь обильную помощь в прохождении земной жизни, крепость сил для самоотверженного творческого труда на благо Святой Церкви, во славу нашего православного Отечества и Самарской земли, которым мы искренне желаем дальнейшего процветания.

Божией милостью смиренный,

СЕРГИЙ

Архиепископ Самарский и Сызранский

Рождество Христово 2007 года, град Самара


Публикуется по тексту, полученному в Самарской епархии

*