Жертвой обмана можно стать не только на стихийных базарах, но и в респектабельных супермаркетах. Обман покупателей в отечественной торговле — вещь неискоренимая. Помимо классических методов продавцы прибегают к более изощренным формам мошенничества. Сегодня мы откроем вам правду о самых популярных уловках

Москва воровская

Госторгинспекция подвела итоги тотальной проверки сетевых магазинов. Выяснилось, что в них не только продают некачественные и поддельные товары, но и немилосердно обсчитывают покупателей. Какие же технологии обмана используют кассиры и как уберечь свой кошелек от подобных посягательств?

Батон хлеба за 500 рублей

Как рассказали в Госторгинспекции, те или иные нарушения были замечены во всех сетевых магазинах. Но если обнаружить просроченные, некачественные или поддельные товары довольно просто, то попасть в число обсчитанных удается не каждому инспектору — это своего рода удача. В этом году «повезло» инспекторам, проверявшим магазин сети «Геркулес» в подмосковном Долгопрудном. При контрольной покупке их обманули на 180 рублей 99 копеек (33 гривны) путем прямого обсчета. Непрямым путем «геркулесовцы» обманули всех покупателей детского питания, к которому относятся и фруктовые соки, незаконно завысив торговую надбавку с положенных 15% до 28-29%. Но вернемся к прямому обсчету, от которого не застрахован ни постоянный покупатель, ни торговый инспектор.

Александр М. принес домой сумку продуктов из «Перекрестка» и проверил чек — за батон хлеба было пробито 500 рублей (90 гривен). Вернувшись в магазин, он нажаловался менеджеру, который посмотрел в компьютер и предположил: «вместо хлеба вам случайно пробили бутылку французского вина — видите, код батона от него отличается всего на одну цифру». Если бы Александру продали бутылку дорогого вина по цене хлеба, он, может, и не возражал бы, но почему-то в магазинах такого не бывает.

— Кассир отлично знает коды и набирает, в зависимости от ситуации, код более дорогого или дешевого товара, — рассказывает Михаил Анисимов, управляющий одного из сетевых магазинов. — Если пробивает больше — обманывает покупателя. Если меньше — действует в сговоре с покупателем и обманывает магазин.

Чем длиннее чек, тем больше вероятность, что вас обсчитали. Вот что рассказала Лидия Шмакова, инспектор департамента Госторгинспекции РФ по Московской области:

— Люди чаще всего обнаруживают, что их обманули, только дома, когда проверяют чек. Недавно, например, поступила жалоба: покупательнице «Ашана» пробили 16 бутылок пива, которое она не брала, поскольку не употребляет. Деньги ей вернули, но проблема в том, что в гипермаркетах вроде «Ашана» люди закупают продукты на неделю, чеки метровые, проверить, соответствует ли содержимое тележки пробитому на чеке не отходя от кассы практически невозможно.

Упаковка по цене деликатеса

Обманывают покупателей не только кассиры. Завешивая кусочек семги или осетрины вместе с пенопластовой подложкой, которая весит 8-10 г, продавцы отпускают вам эту подложку по цене деликатеса. Если товар фасуется централизованно, что практикуют многие сети, обманутыми оказываются практически все покупатели.

— В магазинах сети «Дикси» выявлен обсчет, который произошел в результате того, что при централизованной расфасовке продуктов была использована более толстая пленка, чем положено, — рассказывает Владимир Китайгородский, инспектор департамента Госторгинспекции РФ по Московской области. — При перевешивании во время контрольных покупок толщина пленки обязательно учитывается.

Как бы ни старались инспекторы, все жалобы покупателей на обсчеты в сетевых магазинах они проверить не могут.

Что делать, чтобы вас не обсчитали

Ходите по торговому залу с калькулятором и складывайте цены купленных товаров. Если сумма не совпадет с пробитой — разбирайтесь, не отходя от кассы, не обращая внимание на очередь. При взвешивании продуктов внимательно смотрите на весы или хотя бы делайте вид. Когда кассир называет сумму покупок, переспрашивайте: сколько-сколько? — второй ответ часто не совпадает с первым. Если есть сомнения, что вы переплатили, не стесняйтесь попросить пересчитать: теперь это в порядке вещей. Будьте особенно внимательны, покупая несколько товаров одного наименования: при введении кода вручную вероятность обсчета резко возрастает.

Как это происходит в Киеве?

Кто таков был покупатель раньше? Оккупант, вредитель с немытыми руками и патологическим желанием все потрогать. Отечественные магазины вели с ним многолетнюю и весьма успешную войну. Верхом инженерно-коммерческой мысли стал ларек — мобильный, защищенный железными прутьями торговый объект, оборудованный крохотной дырочкой на уровне ширинки взрослого мужчины.

Но эпоха холодных войн с покупателем минула. Теперь у нас в обилии развелись супермаркеты, где все на благо покупателя. Тут тебе тачка на колесиках, чтоб побольше взял да в белых рученьках тяжести не носил.

Все, как за границей — интегрируемся мы с развитыми странами по полной программе. Все, казалось бы, как у них — свет, блеск, вес и фасон. Кроме одного: там обслуживающий персонал, понятное дело, иностранцы — француз, немец, в крайнем случае, привитый и опрысканный хорват и турок. У нас же заправляет всем родная украинская душа. Ну не может она без выдумок, если не «разведет» — все, день прожит зря.

Текучка кадров в супермаркетах огромная, за работу продавщицы не держатся. Зарплата здесь никудышная — от силы гривен 500, только и ее на руки не дают. Всю недостачу, усушку, утруску руководство взваливает на своих несчастных сотрудников. После всех вычетов выходит гривен 350. Через пару месяцев девочки не выдерживают, горько плачут и уходят. Но никто по этому поводу не расстраивается. Отдел по персоналу регулярно набирает очередных бедных овечек. Более опытные продавщицы на зарплату теперь не очень-то и рассчитывают, стараясь заработать самотужки. Но вот как?

Первый из методов я испытала, что называется, на собственном кошельке. Заехала как-то под вечер в ближайший такой магазинище. Набрала полную телегу продуктов всяких, чтобы на неделю снеди хватило. Кассирша чек пробила, заплатила я около 200 гривен и дальше пошла. А на выходе контролер по чеку товар в моей тачке проверяет. «Что же это у вас, барышня, — говорит мне он, — по чеку 2 консервы с печенью трески пробито, а в корзинке три. Что же это вы, украсть захотели? Нехорошо, нехорошо. Платите, гражданочка, в тройном размере, и по-доброму разойдемся». Я давай возмущаться, зачем мне воровать, что ж выходит, я украла и специально в телегу положила, мол, вдруг не заметите. Но этот охранник меня доконал, пришлось заплатить, как он и сказал, в тройном размере. В расстроенных чувствах вышла я оттуда — деньги лишние заплатила и воровкой обозвали. Хотя единственное, что я в своей жизни украла, так это календарик у девочки Светы с седьмого этажа. А мама потом заставила меня, шестилетнего ребенка, пойти к Свете и отдать его. Сгорая от стыда и позора, я вернула эту злосчастную бумажку, и больше меня не тянуло на подобные подвиги.

В общем, придя, домой, позвонила я своей подруге Ольге, она как раз в одном из наших супермаркетов кассиром работает, и пожаловалась. «Да это часто бывает, не ты одна на эту удочку попалась». И рассказала мне подружка, как супермаркетовские сотрудники себе «левый» заработок делают. Как правило, сказала она, на такую хитрость попадаются люди с большим количеством покупок. Когда в корзине более 10-15 наименований товара, зачастую покупатель не следит за тем, что и сколько выбивает кассир. Тот, пользуясь этим, и совершает мелкие, но очень неприятные нарушения.

СПОСОБ ПЕРВЫЙ. ИМИТАЦИЯ КРАЖИ

Схема данной уловки описана выше. Кассир не пробивает одну единицу товара. А вы этого не заметили и отошли от кассового аппарата. Контролер просматривает чек и фиксирует неоплаченную покупку, она считается украденной. Вы платите в тройном размере, причем две цены нигде не фиксируются: по уставу магазина они идут в карман контролеру, так как он обнаружил факт воровства.

Доказать, что вы не собирались красть этот товар, практически невозможно. Но есть выход — вы заставляете контролера составить акт о взимании штрафа, требуете соответствующие подписи. Настойчиво говорите о том, что будете подавать на них в суд. Требуя не только справедливости, а и возмещения морального ущерба, так как вас унизили, обозвав вором. Может быть, вам повезет, и мошенники испугаются и не станут брать с вас лишней платы.

СПОСОБ ВТОРОЙ.ЛИШНЯЯ ПОКУПКА

Опять-таки, при огромном количестве товаров вам пробивают лишнее. Например, вместо четырех бутылок пива — пять или выбивают шоколадку, которую вы вовсе не брали. Обнаружив это уже за пределами торгового зала, вы доказать ошибку кассира не сможете — а вдруг вы этой «Короной» уже кофе закусили? Поэтому проверка чека прямо у кассы спасет вас от денежного надувательства. Вам вернут деньги и принесут свои извинения.

СПОСОБ ТРЕТИЙ.ПОДМЕНА КОДА

Часто на витринах стоит товар с одним и тем же названием, но под разными ценами. Например, водка «Nemiroff» co стаканчиками в коробках стоит 48 гривен, а без таковых — 35 гривен. Вы ее и покупаете, а вам выбивают со стаканами. На чеке в графе «Наименование товара» в обоих случаях указывается просто водка «Nemiroff», a вот цена уже будет другой. Невнимательный клиент, бегло взглянув на чек, может сразу этого не заметить. А разница в цене, естественно, пойдет в карман кассирше. Поэтому при просмотре чека обращайте внимание не только на наименование товара, но и на цену, стоящую рядом.

СПОСОБ ЧЕТВЕРТЫЙ.ОБВЕС

Если вы думаете, что в супермаркетах не обвешивают, то вы глубоко заблуждаетесь. Много товаров имеют такое свойство, как усыхание. Например, поступило в магазин 20 кг бананов, к концу недели будет усушка на пару кило, а это минус. И при переучете этот минус обязательно всплывет, а покрывать его придется продавцам из своей зарплаты. Поэтому во избежание подобных недостач бананы фасуют в сеточки, наклеивают бирку с весом и стоимостью. Часто там, где написано 1 кг, бывает не более 920 грамм. Исходя из этого рекомендуем вам просто-напросто перевешивать фасованный товар, а не слепо верить этикеткам.

Валерия ГУБРЕНКО

Ссылки www.kv.com.ua, www.finiz.ru

№3,Март 2004

интернет журнал "МОНОКЛЬ"

*