Александр Коновалов: “Нашей власти должно быть подконтрольно все”
Интервью Александра Коновалова, полпреда президента в Приволжском федеральном округе газете «Ведомости»
Как и Владимир Путин, его полномочный представитель в Приволжском федеральном округе (ПФО) 38-летний Александр Коновалов родился в Ленинграде и окончил юридический факультет местного университета. Летом журналисты называли Коновалова одним из главных претендентов на пост генерального прокурора страны, но пока что он продолжает занимать кабинет на одном этаже с нижегородским губернатором Валерием Шанцевым.
В интервью “Ведомостям” Александр Коновалов рассказал о китайской рабочей силе, правах человека в Башкирии и развернувшейся в округе борьбе с рейдерством.
“Общие идеалы, которые мы принимаем как нация”
— В 2000 г. главной миссией полпредов считалось приведение местного законодательства в соответствие федеральному. Миссия исчерпана. Какая у вас сегодня основная задача?
— Мониторинг и контроль всего, что происходит в округе, содействие безопасности, содействие реализации нацпроектов. Другой аспект — содействие развитию межрегиональных связей и интеграции, реальное обеспечение единства страны. Если при всех экономических различиях это единство только декларировать, ничего хорошего не получится. Не должно быть унификации, единообразия, но должны быть общие правила и общие идеалы, которые мы принимаем как нация.
— Вы создаете окружной совет по проблемам рейдерства. В округе так много примеров накопилось?
— Я бы не сказал, что округ резко выделяется в лучшую или худшую сторону. То же самое могу сказать и о коррупции, а мы инициировали еще и создание окружного антикоррупционного центра. Мы, кстати, намерены объединить эти два начинания, потому что темы близкие и очень похожие. Обе требуют повышенного внимания со стороны правоохранительных органов — организованная преступность сегодня на 90% экономическая. Скажу довольно тривиальную вещь: там, где выше инвестиционная привлекательность, где выше оборот денежных средств, товаров, технологий, там, к сожалению, и негатива больше. Там чаще пытаются использовать корпоративные инструменты и легальные институты, чтобы получить контроль над лакомым куском экономики. Примеры грубых и некрасивых, простите за вульгаризм, “наездов” на успешно действующие хозяйствующие субъекты, к сожалению, есть и у нас.
Думаю, борьба с рейдерством и коррупцией — это общее дело, усилиями одних правоохранителей тут не обойтись. Нужна системная программа. И чем грамотнее, законопослушнее, порядочнее будет общество в целом, тем меньше места останется для этих явлений.
— А конкретные примеры не приведете?
— Они всегда в известной степени связаны с коммерческой тайной. И потом, там, где речь идет о криминале, надо ждать решения суда.
— Довести такие дела до суда и приговора реально?
— Вопрос непростой. По отдельным фактам это возможно, и прецеденты есть. В частности, на прежнем месте работы в Санкт-Петербурге мы с коллегами сумели предотвратить банкротство стратегически важного Обуховского завода. Тогда были и уголовные дела в отношении бывшего руководства завода, эти люди были осуждены. Но такие дела требуют консолидированной кропотливой работы. Ясно, что там, где речь идет о больших деньгах, преступность становится все более изощренной. Наши правоохранители не всегда успевают за ней и подключаются к ситуации, когда уже поздно доказывать состав преступления в действиях того или иного руководителя.
— Ваш коллега, полпред в Южном федеральном округе Дмитрий Козак, создал единственную в своем роде комиссию по улучшению социально-экономического положения, куда вошли и федеральные министры. В ПФО появится ее аналог?
— Вы правильно сказали — единственную в своем роде. Ситуация на Северном Кавказе продолжает оставаться недостаточно стабильной. С другой стороны, позитивные изменения, которые там все же происходят, иногда неадекватно воспринимаются испуганными настороженными инвесторами. Поэтому там есть необходимость в таком экстраординарном формате. Думаю, что тиражировать такой опыт нет ни возможности, ни необходимости. В каждом из округов согласно указу президента действует совет, куда входят все главы субъектов округа, представители федеральных органов власти. Практически на каждом заседании совета ПФО бывают представители российского правительства и других важных структур. Думаю, такой алгоритм отвечает имеющимся задачам.
— Как реализуются нацпроекты в округе? Нет ли желающих направить госсредства в свой карман или на счета дружественных компаний?
— Вопрос обусловлен кризисом в ФОМС? (Руководство Федерального фонда обязательного медицинского страхования арестовано по подозрению в нецелевом использовании бюджетных средств. — “Ведомости”). Могу сказать, что в регионы денежные средства поступают на конкретные цели: на выплаты специалистам первичного звена медицины, образования, на компенсацию ставок по ипотечным кредитам и кредитам для сельхозпроизводителей. Основная масса материальных благ поступает в натуральном выражении. Я к тому, что возможностей порулить средствами на местном уровне меньше. Были примеры нецелевого использования кредитов сельхозпроизводителями и необоснованных выплат категориям работников в сфере образования.
Другое дело, что проекты входят в такую стадию, когда можно делать выводы по существу. Поэтому мы собираемся усовершенствовать и в чем-то переориентировать свою контрольную работу — не просто следить за бухгалтерскими проводками, а смотреть, куда идут средства, нет ли там аффилированности или ангажированности. Прежде всего я имею в виду проекты, более погруженные в рынок, — агропромышленный и “Доступное жилье”.
“Мигранты будут нам, скажем так, не страшны”
— Нижегородская область собирала заявки на привлечение китайских специалистов по овощеводству и разведению рыбы, но потом решила их не привлекать. Как вы относитесь к иностранной рабочей силе в округе?
— Отношусь в строгом соответствии с позицией главы государства. А она состоит в том, что привлекать иностранную рабочую силу мы, естественно, будем, но только тогда, когда это вызвано объективной необходимостью. Есть определенные рычаги, чтобы организовать перетоки отечественной рабочей силы в важные для государства отрасли. Так, после введения дополнительных выплат 3000 специалистов пришли в ПФО в первичное звено медицины. Но когда изменить ситуацию быстро не удается, тогда существует возможность использовать общемировую практику привлечения иностранной рабочей силы.
У нас должен действовать безупречный или близкий к безупречному порядок в этой сфере. Все миграционные процессы должны быть максимально поставлены под контроль, должна быть существенно повышена эффективность полицейской и административной властей в регионах. Нашей власти должно быть подконтрольно и понятно все, что происходит у нее под носом. И если такой порядок будет, то и китайские рабочие, и мигранты других национальностей будут нам, скажем так, не страшны. Проблему демонизировали. Дело не в китайцах, а в нас самих.
— Надо ли отменять всенародные выборы мэров?
— Я не ставил и не ставлю перед собой задачу генерировать глобальные идеи оптимизации нашей государственной системы — у меня слишком много вполне конкретной и понятной работы. Я привык исполнять закон, действующий на данный период времени.
— При Кириенко полпредство было сильным центром политического влияния. А вы считаете, что главам регионов можно позволить быть самостоятельными?
— Не только можно, но и нужно. Самое главное — чтобы чиновники любого уровня действовали строго в рамках единой правовой системы России, а система контроля над ними действовала непредвзято и объективно. Сейчас уже разработана и внедряется система индикативных оценок работы губернаторов. С 2006 г. главы регионов регулярно отчитываются о своей работе на заседаниях правительства РФ, в профильных министерствах. Речь идет не о личных взаимоотношениях полпреда и губернатора, а о системе. Мы переходим в такой период существования российского государства, когда можем себе позволить выстраивать отношения понятно и прозрачно.
— У вас с нижегородским губернатором Валерием Шанцевым приемные на одном этаже. Как уживаетесь?
— Если вы намекаете на двух медведей в одной берлоге, то одну зиму мы с ним уже перезимовали. Не вижу никаких препятствий, чтобы нормально перезимовать и вторую и дальше так же существовать. Раз уж мы перешли на язык натуралистов, у нас с Шанцевым разные ареалы обитания. У него свои обязанности, у меня — свои, мы друг другу не мешаем.
— А как складываются отношения с главами других регионов ПФО?
— Считаю, что со всеми сложились корректные отношения. Честно говоря, я человек, общение с которым не вызывает большой радости. В общении сдержан, стараюсь придерживаться определенной середины — не брататься с людьми, но при этом по возможности никогда и не ссориться. Весь прошедший год мы выстраивали деловые отношения системно. А что касается личных, то мне ни с кем детей не крестить, главное — польза делу.
— Вы не считаете, что Башкирия — это регион, где права и свободы граждан ущемляются сильнее, чем в других субъектах Федерации?
— Нет, не считаю. Я там работал в качестве прокурора республики. Ехал туда впервые со вздыбленными волосами — в разгар благовещенских событий, в разгар активности так называемой объединенной оппозиции, начитавшись в Интернете, что это ужаснейшее на земле место. Но эти стереотипы довольно быстро развеялись. Это не значит, что в Башкирии все совершенно благополучно и что не бывает нарушений конкретных прав граждан. Безусловно, проблем хватает, это не застывший в вечном парадизе регион. Есть чем позаниматься и в экономике, и в социальной сфере. Я убежден, что руководству республики достанет мудрости, умения и квалификации, чтобы динамично и эффективно изменить ситуацию.
— Какие регионы округа вы считаете наиболее проблемными в экономическом плане?
— На этот вопрос однозначно не ответишь. Например, в Кировской области село газифицировано на 4%, промышленность во многом убита. Похожая ситуация еще недавно была в Ульяновской области, и радужных перспектив не имелось. С другой стороны, если взять Пермский край или Саратовскую область, там высока инвестиционная привлекательность. Но мы наблюдаем там больше вариантов не всегда законных способов ведения экономической деятельности, стремление организованной преступности интегрироваться в легальную жизнь. Проблемы у регионов разные. Так что я бы не стал выделять регионы, где совсем уж все плохо. Мы стараемся общаться с главами проблемных регионов, вырабатываем с ними совместные перспективы, в том числе по привлечению инвесторов.
— В округе сосредоточена значительная часть предприятий отечественного автопрома, но иностранные инвесторы — Ford, Toyota — потянулись в Петербург. Что вы думаете о будущем поволжского автопрома?
— На самом деле привлечено не так уж мало иностранных инвестиций. Думаю, что российский потребитель в будущем сможет купить надежные автомобили, собранные по западным технологиям, но нашими специалистами и на нашей территории.
— Ваш предшественник Сергей Кириенко возглавлял совет директоров завода “Авиастар”. А вы следите за ситуацией в авиапроме?
— Конечно. Если российский автопром сосредоточен в ПФО примерно на 85%, то авиапром — приблизительно на 60%. На “Соколе” есть неплохие направления: во-первых, это традиционное производство “МиГов” и Як-130 — на эти самолеты есть конкретный оборонный заказ. Во-вторых, очень перспективным представляется производство легких турбовинтовых самолетов для авиатакси. На “Авиастаре” пусть не так быстро, как хотелось бы, но растет число заказов на Ил-204. А в 2007 г. должен на 60% вырасти и оборонный заказ — в основном за счет ремонта и модернизации “Русланов”, стоящих на вооружении ВВС.
— В округе остались регионы, которые можно укрупнить?
— Мне кажется, на сегодня критерии, позволяющие ставить вопрос об объединении регионов, в нашем округе исчерпаны. Такими критериями для объединения должны быть прочные исторические и экономические связи между территориями. А самое главное — объединение всегда должно быть естественным и инициатива не должна навязываться сверху.
“Слышны топот пуантов и кряхтенье балерин”
— Крупные партии формируют региональные списки к выборам в Госдуму — 2007. Вы будете знать каждую фамилию в партийных списках?
— Мы исходим из того, что главная наша задача при сопровождении выборных процессов — обеспечение законности, свободы и объективности выбора людей. Это задача законная и вполне демократическая. Ну а конкретные методики — это сугубо рабочие, рутинные вещи. Балет, например, лучше смотреть из партера, начиная ряда с десятого. Когда вы сидите в первом, видны напряженные мышцы, сухожилия, слышны топот пуантов и кряхтенье балерин. Лучше сидеть подальше.
— Вам сложно было стать публичным человеком? Работа полпреда очень отличается от работы прокурора?
— Меня предупредили, что первые 50 лет будет сложно, а потом все потихонечку поправится. Если серьезно, не могу сказать, что совсем уж не имел опыта общения в публичной сфере. Я не был на виду у телекамер, зато восемь лет преподавал в Санкт-Петербургском университете. Когда перед тобой 150 пар заинтересованных глаз, тебе не дадут спуску, если ты начнешь, грубо говоря, откровенно плавать.
— Вам удается общаться с близкими? Они, наверное, далеко от Нижнего?
— Я вообще человек не очень общительный. Когда жил в Санкт-Петербурге, то от моего рабочего дня немного оставалось времени для общения с родными и любимыми. Правда, за последние год-два я окончательно утратил ощущение дома и, когда приезжаю в Санкт-Петербург, Нижний или Москву, не воспринимаю их как места, к которым прирос. В чем-то это плохо, в чем-то, может быть, и хорошо. Можно сказать, что я стал чувствовать себя как дома в любом месте в России.
— Вы самый молодой полпред. Правда ли, что Кремль держит вас в кадровом резерве?
— Я большой поклонник девиза французских рыцарей “Делай что должен — и будь что будет”. Никогда не пекся о своем следующем перемещении по служебной лестнице, а всегда стремился концентрироваться на задачах, которые передо мной стоят.
БИОГРАФИЯ
Александр Владимирович Коновалов родился 9 июня 1968 г. в Ленинграде. В 1992 г. окончил юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. В 1986-1988 гг. служил в армии. С 1992 г. работал в прокуратуре: помощником прокурора, следователем прокуратуры Выборгского района Санкт-Петербурга, прокурором отдела по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности прокуратуры Санкт-Петербурга (с 1994 г.), зампрокурора (с 1997 г.) и прокурором (с 1998 г.) Московского района Санкт-Петербурга. В 2001-2005 гг. — заместитель прокурора Санкт-Петербурга. По совместительству преподавал в Санкт-Петербургском университете гражданское и римское право. В январе — феврале 2005 г. — первый зампрокурора Санкт-Петербурга. В феврале 2005 г. назначен прокурором Республики Башкортостан. С ноября 2005 г. — полномочный представитель президента РФ в Приволжском федеральном округе.
Ольга Морозова
Ведомости
25.12.2006, №243 (1770)
*