Жаркие страсти и безумная любовь разгорелись на сцене Театра на Малой Бронной. Виной всему — «Человек из ресторана» по повести Ивана Шмелева. Повесть была экранизирована в 1927 году, причем удачно, с Михаилом Чеховым в главной роли. А вот инсценируется впервые.

Спектакль поставил известный актер и режиссер Андрей Лукьянов. Идея воплощения шмелевской повести на сцене поселилась в его сознании давно, еще задолго до того, как он сам стал заведовать ресторанным бизнесом. В главной роли официанта Скороходова — Виктор Сухоруков. В центре внимания повести — классический «маленький человек», можно сказать, Акакий Акакиевич.

Он не стыдится того, что его называют «лакей», потому что правильно полагает, что быть по должности лакеем проще, чем по обстоятельствам или по психологии. Скороходов видит в «образе» ресторана некую реалистическую модель мира, он даже своего рода мудрец и философ, проповедник идей чести. Но, к сожалению, не имеет достаточно сил, чтобы противостоять ни социальным, ни нравственным катаклизмам.

В спектакле не только показана ресторанная жизнь — с танцами и музыкой. Здесь главный герой даже читает стихи Бродского, Гиппиус и других. И среди всего это бедлама слышится что-то человеческое, настоящее, искреннее. Кажется, что это голос свыше призывает нас задуматься о себе, о жизни, о будущем. Есть ли оно у «маленького» человека? Лукьянов пытается подвести зрителей к серьезным философским рассуждениям. В то время как Сухоруков, умеющий завораживать публику, старается дотянуть спектакль до высокой точки, к которой стремился сам автор — Иван Шмелев. Конечно, над постановкой можно было бы поработать еще, чтобы добавить побольше современных аналогий. Игра стоит свеч. Ведь «Человек из ресторана», как и Акакий Акакиевич, продолжает жить не только в нашем сознании, но и в реальности, но в наши дни ему гораздо труднее.

Елена КОВАЛЕВСКАЯ.

"Российские вести"

*