«Никому не хочется, чтобы президентом Туркменистана стал начальник охраны Ниязова Акмурад Реджепов», — заявил 22 декабря 2006 года в ходе пресс-конференции в Москве на тему «Туркменистан без Ниязова: прогнозы развития ситуации» заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин.

«Что касается туркменской оппозиции, то я не думаю, что у нее есть какие-нибудь шансы на участие в президентских выборах, — считает Грозин. — Эти люди находятся за пределами страны, большинству из них вынесены приговоры, которые никто отменять не собирается. В Туркмении и так достаточно претендентов на власть».

РИА «Новости» приводит список самых эксцентричных реформ Туркменбаши (более половины которых имеют отношение к культу личности, созданному в республике):

Итак, Туркменбаши:

Заменил названия улиц в Ашхабаде номерами.

Заставил своих министров принимать участие в 36-километровом забеге для здоровья.

В знак своей безграничной любви к давно умершей матери, Гурбансолтан, Ниязов переименовал хлеб, который теперь называется «Гурбансолтан-едже».

Велел соорудить в Ашхабаде огромный дворец бракосочетания «Багт кошги» («Дворец счастья»), носящий имя матери первого и пожизненного президента страны.

Объявил вне закона все инфекционные заболевания, включая холеру и СПИД, и запретил любое упоминание о них.

Издал пару томиков лирических стихов и рассказов, в одном из которых называет себя «новым духом туркмен» и их «спасителем».

Заявил, что чистая вода горных рек страны «должна использоваться исключительно в качестве питьевой».

Упразднил балет, а заодно оперу, цирк и Национальный ансамбль народного танца. «Я не понимаю балет, — заметил он. — Зачем он мне? …Нельзя привить туркменам любовь к балету, если у них в крови его нет».

Объявил недействительными все дипломы иностранных вузов, полученные за последние 10 лет.

Приказал изготовить самый большой в мире башмак — как символ семимильных шагов, которыми движется нация.

Запретил включать магнитолы в автомобилях.

Запретил молодым людям носить длинные волосы, бороду и усы.

Учредил Министерство Справедливости, которому среди прочего подчинил нотариальные конторы, коллегию адвокатов, загсы и централизованную службу экспертов-криминалистов.

Запретил золотые зубы, заявив: «Я горжусь, что у меня все зубы белые. В Туркмении мода на золотые коронки существовала, когда мы жили плохо. Настало время отказаться от пережитков прошлого».

16:27 22.12.06

Пишет газета «Новые Известия» со ссылкой на ИА REGNUM.

*