"Моя Сатка". Сериал "Путешествие на Урал". Рассказ первый
Как живут сейчас люди в провинции далекой на нашей некогда великой шестой части суши, коль стала она в одночасье ровней странам «развивающимся»? Говорят, что только в Москве да других крупных мегаполисах хорошо, а в глубинке – совсем невмоготу. Вот и решил разобраться в этом автор, отправившись к друзьям своим на далекий Урал.
Моя Сатка.
Пролог
Но как живут сейчас люди в провинции далекой на нашей некогда великой шестой части суши, коль стала она в одночасье ровней странам «развивающимся»? Говорят, что только в Москве да других крупных мегаполисах хорошо, а в глубинке – совсем невмоготу. Говорят даже, несмотря на чистую экологию по причине того, что все заводы-фабрики там практически бездействуют, люди постоянно подходят к географическим картам и смотрят с тоской – далеко ль от них жизнь счастливая, да отправляются в места, где смога поболее. И захотелось проверить: так ли это, настолько ли все ужасно. А еще – просто посидеть в уютном доме, окна которого выходят прямо в горы, на живописнейшие места, отдохнуть там в тепле-светле от мегаполисной суеты, когда вокруг морозы лютые февральские. И решил я отправиться к друзьям своим на далекий Урал.
Сатка. Город областного значения, в 190 км от Челябинска, расположен в самом высокогорном районе Южного Урала, пятый по объему промышленного производства в Челябинской области, седьмой – по численности населения, отпраздновавший 28 августа 2003 года 245-летие. Места здесь красивейшие, названия иногда столь непривычные для уха, но изысканные, что завораживают: Сулея, Бердяуш, Зюраткуль, Брусничный, Ельничный, Бакал, Башкортостан. Простите, Башкортостан даже в Рио-де-Жанейро знают, с ним как раз и граничит Саткинский район.
Итак, вперед, паровозный гудок зовет. Машина времени – это радио
Какие изменения происходят в государстве Российском можно почувствовать прямо в поезде. По радио – нескончаемым потоком мелодии беззаботных 80-х.
В автобусе тем же самым занимается «Авторадио». Да еще опросы по прямому телефону: «Скажите, что вам нравилось в советское время, а что не нравится сейчас?» Опять: советское, значит – отличное?..
Напомню, было это в феврале. Может – тонко продуманный предвыборный пи-ар ход, спущенный с небес московских? Все же президент наш в последнее время ассоциируется с былой стабильностью, а это – типа хитрый намек. Мол, не желаете ли окунуться в старые времена шоколадные?
Ах, вот куда нас тянут, в какой омут… Челябинск. Вокзал-фонтан
Если железнодорожный вокзал в Самаре, напоминающий храм Христа-спасителя в стекле и бетоне – самый что ни на есть супер-пупер в России, ежель смотреть на него с улицы, то челябинский, под кодовым названием «Три купола», поражает интерьером. Чистота – невероятная. Все блестит и сверкает. Архитекторы-дизайнеры расстарались на славу. Большущий фонтан – у касс. Высится высоченный куб, который чем-то напоминает тот футуристический из «Космической Одиссеи 2001» Кубрика. Струи подкрашены цветными фонарями. На втором этаже – зимний сад с живыми попугаями. Каменный мальчик, уставившись окаменевшим взглядом в живописную лужицу, ловит в саде том скульптурной удочкой что-то в маленьком пруду. Кругом цветы, именные валуны с табличками, присланные из разных мест ЭсЭнГовии. Обалдевший народ долго стоит и смотрит на сию нежелезнодорожную красоту.
Между вторым и первым этажом – тоже невидаль. Огромный с виду каменный шар крутится под напором тихой струйки у расписания отправления поездов. Да как же они умудрились глыбу такую раскрутить своим хилым фонтанчиком? «Да не каменный шар этот, – объяснил сосед по купе в поезде. – Дочка подходила, проверила. Не удержалась, ткнула пальчиком, и поняла, что шар – из резины». Ах, вон до чего архитекторы додумались…
Но больше всего на вокзале поражает – демократизм. Никакой тебе навязчивой милиции на входе, злой охраны. Вход – бесплатный. Чудо! Еще совсем недавно, до реконструкции, здесь за вход в грязный вокзал брали деньги, а вот теперь в такую красоту – бесплатно пускают. Стоит, правда, чуть в сторонке в чистой стильной спецодежде охрана, и тормозит некоторых по выбору. Проверяет металлоискателем большие сумки. Но очень вежливо, корректно. Вот как должно быть, вот куда учиться железнодорожной культуре ездить надо! «Ты подожди, – охолонил сосед по купе, – вокзал после реконструкции недавно открыли, гордятся им пока. Пройдет немного времени, наверняка снова платный вход сделают». Посмотрим.
Сижу, жду свой поезд. Вдруг – объявление: «Убедительная просьба сообщать о лицах чеченской национальности, если они несут большие сумки». Вежливо, но убедительно. Да как же определить промелькнувшее мимо тебя лицо: чеченской оно или еще какой национальности? Нас, кажется, физиономистике в школах еще не учат. Еще научат? Да и что это за национализм такой, замешанный на стукачестве, на Урале несчастным пассажирам насаждают? Такого даже в «продвинутой» Москве нет. Там физиономистика пока отдана на откуп милиции, а тут, пожалуйста, уже народ подключили. И до столицы докатятся сии новшества?
Нет, не смотря на архитектурные излишества, простите, красоты, через некоторое время понимаешь, что ты находишься все в той же России. Новой России. Стране с управляемой «демократией». Ненужная столица
Из-за Уральских горд Москвы совсем не видно. Народ здесь совсем уже не интересуется тем, что происходит в Белокаменной. Я был на Урале сразу после взрывов в московском метро. Удивительно: никто даже ни одного вопроса об этом не задал. Ехал в поезде – рухнула крыша Трансвааля. Ноль эмоций! Помню, когда был в Лондоне, бурю чувств у знакомых эмигрантов вызвал самоподрыв шахидки у Госдумы. Урал же спит спокойно, как будто на другой планете. Нет, не потому конечно, что люди здесь такие бессердечные. Просто время другое.
Если лет 15 назад за 20 рублей при средней зарплате в 120 можно было отсюда сесть и запросто рвануть на пару дней в столицу нашей Родины, город-герой Москву – разогнать тоску, то сегодня такие путешествия – роскошь. Если в начале так называемой перестройки торговцы всяческим бытовым барахлом мотались за ним в град первопрестольный, то сейчас выгоднее лететь отсюда в те же Эмираты, да Турцию. В результате, цены на Урале такие же, как в ставшем таким далеким центре, на что-то даже дешевле. А ведь от Челябы до Москвы всего каких-то полторы тысячи км. Много это или мало? В зависимости от состояния госэкономики.
В ельцинские времена гордый правитель столицы центрального Урала, губернатор Свердловской области Россель, пытался было отделиться от России, создав автономию, Уральскую республику. Центр тогда ему крепко дал по рукам. Сейчас получается, что и отделяться не надо. Народ на Урале психологически уже давно автономен. По отношению к московским правителям. Живет себе спокойно тихой жизнью. Зачем ему московские взрывы? На Урале, как можно услышать из репродукторов на вокзале, готовы ловить террористов силами бдительных граждан. Нечеловеческие красоты
Огромное удовольствие – просто проехаться три с половиной часа на автобусе от Челябинска до Сатки. Шоссе вьется тонкой лентой среди елок и сосен, примостившихся на горах Уральских. На некоторых из них – снег даже летом. Так высоко, что иногда на бесконечных спусках и подъемах закладывает от перепада давления уши. Красота – неописуемая. Цветочки, кусточки, где-то далеко внизу блеснет озерцо или ручеек, в некоторых местах в пейзаж вкраплены железные исполины опор линий электропередач, бесконечные просеки для которых вырублены жестокой рукой еще советских чубайсовцев.
Ночь. Звезды серебристыми гвоздиками вбиты в бездонное черное небо. Сатка. Автобус подкрадывается к городу осторожно, потайными тропами, мимо старинных избушек, из которых зимой – столбом дым. Какой там Диснейленд, это – самая настоящая Сатка. Огромные отвалы керамзитового завода, где-то внизу – притихла до теплых времен горная речушка. И: горы, горы, зеленые горы.
Именно здесь Краснопольский и Усков снимали когда-то знаменитые первые наши первые сериалы «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов». Не удивительно. Если в горах Грузии, говорят, воткни палку, сразу дерево вырастет, то здесь для любителей чудес природных – еще круче. Кажется, поставь камеру в любое место, нажми кнопку – и вот, открытка.
Но сколько фантастических легенд связано с этими сказочно красивыми местами! Помните Марьин утес из «Теней»? Высится он у реки Юрат. Говорят, жила в одном далеком селении Марья-скитница. Муж ее умер. И влюбился в нее дед-старовер. Да Марья – никак, не люб ей старый черт. Тогда дед выкрал детей, все думал, прибежит она за ними. Но гордая Марья вышла на высокий кварцитовый утес, что у северного склона горы Елавды, да и кинулась оттуда головой вниз… После того, как Краснопольский-и-Усков прославили сей утес, говорят, житья местной милиции не стало. Как молодежь напьется иль свадьба какая – все на знаменитый утес. А там или драку затеют, или по пьяной неосторожности – бултых с кварцитовой-то кручи…
А еще есть неподалеку от Сатки потрясающей красоты озеро Зюраткуль. Ходит о нем много легенд. Не менее десятка. По одной из них башкирка ослепительной красоты Амина сердце свое отдала батыру Салавату Юлаеву. Да не судьба. Пришел царь мужицкий Емелька Пугачев, да сам втрескался в Амину. Та бегала-бегала, искала своего нареченного, Салавата, да так и не нашла. Остановилась у озера красивого, заплакала, запереживала. Да так застучало ее сердце, что выпрыгнуло из груди прямо в воду. С тех пор и зовется озеро сие Озером Потерянного Сердца, по-башкирски Зюраткулем… Правда, по другой легенде в этом озере карательные правительственные войска, посланные отловить пугачевских мятежников, загнали часть из них в ловушку, к озеру. Поймали. Да и утопили их в нем. Поэтому кто-то склонен переводить название озера с башкирского по-иному: «Озеро-кладбище» или «Могильное озеро». И красота там – жуткая, просто дьявольская.
Виталий Лазаренко.
Продолжение следует.