В обзоре российских газет:

* Cмерть Ниязова и отношения Туркмении и России

* «Газпром» вошел в «Сахалин-2»

* Рейтинг вузов среди российских чиновников

В Туркмении — переворот

Главная тема российских газет в пятницу — смерть президента Туркмении Сапармурата Ниязова. Главные вопросы — кто займет его место, какая политическая обстановка сложится в стране, и как она повлияет на отношения с Россией?

«Сразу после смерти пожизненного президента в Туркмении фактически произошел переворот», — пишет «Коммерсант». Газета объясняет свою точку зрения тем, что, в соответствии с туркменской конституцией, до избрания нового президента его полномочия должен исполнять председатель парламента Овезгельды Атаев, но «генпрокуратура в считанные минуты возбудила против него уголовное дело».

Исполняющим обязанности президента Туркмении назначен вице-премьер, министр здравоохранения и медицинской промышленности Гурбангулы Бердымухаммедов. Ему же было доверено возглавить комиссию по организации похорон Сапармурата Ниязова.

Газета пишет о сомнениях туркменских оппозиционеров по поводу неожиданности смерти Ниязова. «Настораживает скорость, с которой туркменские чиновники нашли выход из сложившейся ситуации: молниеносно арестовали спикера, назначив и.о. президента вице-премьера», — цитирует «Коммерсант» одного из лидеров Республиканской партии Туркмении, сына репрессированного экс-главы МИД Туркмении Бориса Шихмурадова Байрама.

Газета не исключает того, что президентские выборы пройдут под полным контролем туркменских силовиков. Самым влиятельным из них, по версии «Коммерсант» является начальник личной охраны Сапармурата Ниязова Акмурад Реджепов. «Под его командованием целая армия, которая охраняла не только Туркменбаши, но и основные государственные объекты, сопровождала президента во всех его поездках, — ссылается газета на Байрама Шихмурадова.- Более того, генералу Реджепову удалось расставить своих людей на ключевые посты во все силовые структуры. Минобороны и МВД сейчас возглавляют не кадровые военные и милиционеры, а бывшие сотрудники личной охраны Ниязова».

«Независимая газета» также соглашается с тем, что в отсутствие легитимных механизмов передачи власти захватить ее попытаются представители силовых структур. «НГ» называет вероятным претендентом того же Акмурада Реджепова. «Велика вероятность передачи власти Гурбангулы Бердымухаммедову, который ныне исполняет обязанности президента», — еще один из вариантов, предложенный «Независимой».

«Существует еще и исламский фактор, — напоминает издание. — Вполне вероятно, что именно в Туркмении к власти могут прийти радикальные силы, для которых исламская фразеология может стать удобным прикрытием. В этом случае традиционно изолированная от внешнего мира и внешнего влияния Туркмения со своим быстрорастущим и нищим 8-миллионным населением способна стать основным экспортером исламского радикализма в регионе».

Эту мысль поддерживает и член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. «На вытоптанном поле, которое оставил после себя Туркменбаши, вообще нет значимых фигур, — утверждает эксперт. — Лидер, за которым пойдут все туркменские кланы, вряд ли появится. …Оппозиции в этом государстве нет. Если переходный период затянется, не исключено появление исламского фактора — этакой разновидности туркменских талибов».

Российские газеты проводят прямую зависимость между стабильностью политической обстановки в Туркмении и экспортом газа в Россию из этой страны.

«Его [Сапармурата Ниязова] кончина положила начало ожесточенной борьбе за власть в Туркмении и, что еще важнее, новому этапу борьбы между Россией, Китаем, Евросоюзом и другими заинтересованными сторонами за туркменский газ, — пишет «Коммерсант» в статье «Калиф на газ». — Уход Туркменбаши ставит под удар достигнутые соглашения между Ашхабадом и «Газпромом».

«Фактически Туркменбаши умер на пике славы — в тот момент, когда он стал максимально востребован и любим в мире. Это обстоятельство превращает борьбу за туркменский престол в событие мирового значения, а также делает обстоятельства его смерти особенно подозрительными», — добавляет издание.

Газета вспоминает слова Ниязова, которые тот произнес при подписании соглашения с «Газпромом» о поставках газа в Россию. «В первую очередь мы будем обеспечивать газом Россию. Не думайте, что Туркмения хочет куда-то уйти со своим газом. Мы не готовы рассматривать проект Транскаспийского газопровода».

«Политические гарантии сохранить преданность России в плане неучастия в разных трубопроводных проектах и экспорте газа в ЕС ушли вместе с Туркменбаши, — констатирует «Коммерсант». — Его обещание следовать пророссийским курсом и не поставлять газ в Европу напрямую не закреплены никакими долгосрочными контрактами. Сегодня ничто не мешает еврочиновникам возобновить переговоры с новыми властями Туркмении о поиске ресурсной базы для проектируемого газопровода Nabucco в обход России».

«Российская газета» перспективы газовых отношений России и Туркмении описывает в более оптимистических тонах.

«По факту только контракт с Россией дает Туркмении финансовые поступления, — приводит «РГ» мнение неназванного чиновника от «Газпрома». — Можно заигрывать с любыми полюсами влияния, но газопровод за месяц не построишь. А если казна окажется без газовой валюты, этого месяца у столь самоубийственного режима просто не будет».

«Сахалин-2» перестал быть «горячей точкой»

Другая энергетическая тема российских газет касается продажи контрольного пакета акция нефтегазового проекта «Сахалин-2» «Газпрому».

«Сахалин перестал быть горячей точкой», — утверждает «Коммерсант». В четверг главы компаний-акционеров проекта в присутствии российского президента Владимира Путина подписали протокол о продаже 50% плюс одна акция за 7,45 миллиарда долларов.

«Старые владельцы SE [компании Sakhalin Energy] получили едва ли не лучшие условия, на которые могли рассчитывать», — считает газета.

«Коммерсант» отмечает слова российского президента, который констатировал, что спорные вопросы между экологическими ведомствами РФ и присутствующими уже согласованы. «Замглавы Росприроднадзора Олег Митволь, кстати, как раз в момент встречи в Кремле заявлял журналистам в совсем другом месте, что проблемы у SE остались — но он мог быть и не в курс», — обращает внимание издание.

После подписания соглашения о продаже Владимир Путин заявил и о том, что российскую сторону больше не смущает увеличение расходов по проекту «Сахалин-2», поскольку акционеры берут все риски на себя.

«Ведомости» в материале «Дисконт Путина» приводят мнение заместителя директора Центра политических технологий Алексея Макаркина. «Президент и правительство сыграли в доброго и злого следователя. Все ожидали худшего, а здесь инвесторам продемонстрировали даже лояльность: их не обобрали, а даже готовы заплатить приличную компенсацию, — говорит на страницах газеты эксперт. — Впрочем, всем ясно, что атака на Sakhalin Energy была согласована с Кремлем».

Рейтинг вузов среди политиков

«Независимая газета» рассказывает об образовательном уровне российских политиков — исследование о высшем образовании и ученых степенях представителей управленческой элиты завершило независимое агентство «Рейтинг образовательных ресурсов» — РейтОр.

Больше всего российских политиков из центрального аппарата получили высшее образование в МГУ имени М. В. Ломоносова — 79 человек. Санкт-Петербургский госуниверситет закончило 48 человек, МГИМО — 28, Уральскую юридическую госакадемию — 17 и столько же Московскую юридическую госакадемию.

«Губернаторы в основном получали первое образование в своих регионах, поэтому список региональных вузов достаточно обширен, — сообщает издание. — Но свои лидеры есть и здесь. Кроме Москвы и Санкт-Петербурга, в топ-пятерку вошли еще Поволжский федеральный округ и Южный федеральный округ».

Редкий российский политик имеет одно высшее образовании, а «втором» образовании прочно закрепились на первых местах вузы подготовки госслужащих и военные вузы.

«Нужно здесь иметь в виду, отмечает руководитель проекта Алексей Чаплыгин, что некоторые думцы обозначают в качестве третьего и четвертого образования — курсы при Генштабе. И Академия Генштаба благодаря этому смогла выйти в своеобразные рекордсмены по третьему образованию (32)», — пишет издание и отмечает что «более пяти дипломов о высшем образовании не имеет в нашей властной элите никто. А пять дипломов о высшем образовании у председателя Совета Федерации Сергея Миронова».

Как комментируют рейтинг его составители, свыше 30% из высшего эшелона власти имеют кандидатскую степень, а свыше 14% — доктора наук. Две докторские степени имеют 2 человека, и по две кандидатские — 4 представителя элиты.

Обзор подготовил Олег Савин,

Служба мониторинга Би-би-си

пятница, 22 декабря 2006 г., 05:16 GMT 08:16 MCK

Би-би-си

***