Сами съедим. Отечественные чиновники, похоже, не заинтересованы в экспорте черной икры
Во второй день нового года, 2 января, секретариат Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения (СИТЕС), распределит квоты на экспорт черной икры. В этом году Россию «прокатили», впрочем, как и другие прикаспийские страны, за исключением Ирана, который оказался вне конкуренции. Как выяснили «Новые Известия», в том, что РФ уже второй год не может экспортировать деликатес, виноваты сами отечественные чиновники.
Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН |
Как рассказал «НИ» координатор программы ТРАФФИК Всемирного фонда дикой природы Алексей Вайсман, секретариат СИТЕС «ничего не разрешает, он просто фиксирует заявления об объемах вылова и экспорта от прикаспийских государств». По его словам, эти данные принимаются к сведению, а потом квоты публикуются официально, после чего та или иная страна может экспортировать икру в установленных для нее пределах. Правда, есть одно условие: документы должны быть представлены СИТЕК не позже 31 декабря предыдущего года. При этом они должны быть заранее согласованы между всеми государствами Каспийского бассейна.
В этом году единственным экспортером черной икры был Иран. Остальные страны не успели вовремя согласовать свои квоты и поэтому не смогли представить заявления в срок. «Исключение было сделано для Тегерана и только по «персидскому» осетру, поскольку СИТЕК посчитал этот вид эндемиком Ирана», – рассказывает г-н Вайсман. Вместе с тем, по его словам, эта рыба обитает и в наших водах, и в азербайджанских. Более того, Москва и Баку тоже претендовали на эти квоты, но не смогли договориться. Между тем легального экспорта из РФ не было и в 2005 году. Дело в том, что в 2004 году по условиям конвенции была введена специальная международная маркировка икры. Банки, предназначенные для экспорта, должны были снабжаться специальными акцизными марками. Их утвердили и даже напечатали, но дальше дело не пошло – помешала неразбериха, связанная с административной реформой.
В 2007 году ситуация имеет шанс измениться. «Мы успели подготовить квоты и согласовать их с другими прикаспийскими государствами», – рассказал «НИ» заместитель начальника отдела международного сотрудничества, протокола и работы со СМИ Россельхознадзора Алексей Алексеенко. Выходит, дело теперь за СИТЕК. Однако, как полагают эксперты, чиновники не очень-то расстроятся, если страна и в этот раз останется без права на экспорт черной икры. Ее сейчас проще продавать на внутреннем рынке, тем более что спрос велик. «Цена ее выросла до уровня западноевропейской, а накладных расходов гораздо меньше, – поясняет г-н Вайсман. – А поскольку страна пухнет от нефтяных денег, всегда найдется кому съесть деликатес.
К тому же, возвращаясь на международный рынок, нужно будет доказывать, что продукт легальный, что с браконьерством мы боремся не покладая рук. А это дело хлопотное. И, как показывает практика, малоуспешное. Как рассказали «НИ» в объединении «Дагрыба», на дагестанском черном рынке 1 кг черной икры можно купить за 200–400 долларов в зависимости от сезона и качества. В сетевых магазинах Москвы за те же 200 «зеленых» продадут лишь 100 граммов качественной белужьей икры.
Порядка на этом рынке как не было, так и нет. Осетровые ресурсы Каспия по-прежнему являются предметом дележа икорной мафии и правоохранительных органов. «Выход лайбы в море сопровождается 200-долларовой взяткой каждому ведомству: пограничному управлению, Россельхознадзору, водной милиции и экологической инспекции», – рассказывает Алексей Вайсман. –Нередко бывает так, что браконьеры из одного региона дают взятку местным чиновникам, а потом попадают в зону контроля другого региона. Например, платят в Махачкале, а дело иметь приходится с астраханскими пограничниками». Это усложняет дело, но не отменяет бизнес. Впрочем, борьба с браконьерством выглядит безнадежной не только в России. Даже в Иране, где за «левое» производство икры отрубают руки, в каждой прибрежной деревне можно купить этот деликатес.
ЛОВИТ ИРАН, ЕСТ АМЕРИКА, А ВОРУЕТ СНГ
До начала 90-х годов прошлого века на долю произведенной в СССР черной икры приходилось 70% мирового рынка. Сегодня доля РФ, по экспертным оценкам, не превышает 10%, а 77% мировой торговли деликатесом приходится на Иран. Азербайджан, Казахстан и Туркменистан дают вместе около 3%, Болгария, Румыния, Сербия и Черногория – не больше 10%. Ведущие покупатели – США, Япония, Швейцария и страны ЕС (все вместе – 95% импорта), в том числе 60% импортируют американцы. Большинство контрабандистов, арестованных в США за ввоз черной икры, – россияне или граждане СНГ. Так, в августе 2001 года в майамском аэропорту были задержаны трое москвичей, провозившие в багаже около 100 полукилограммовых банок. Тогда же признал себя виновным в контрабанде икры владелец американской компании Beluga Caviar Виктор Цимбал. Только в 1999 году он незаконно ввез в Америку белужьей икры больше, чем составляла вся ежегодная экспортная квота России.
КАКАЯ ИКРА ЛУЧШЕ
Черная икра, как правило, добывается из стерляди, белуги, севрюги и осетра. Стерляжья икра не только изысканнейший деликатес, но еще и раритет. Поэтому самой вкусной и дорогой принято считать икру белужью: икринки крупные, темно-серого или серебристого цвета с белой жидкостью внутри. Осетровая – подешевле, и икринки помельче, имеют морской привкус, цвет зерен – от золотисто-коричневого до зеленовато-серого, жидкость внутри – желтоватая. Самые мелкие икринки – у севрюжьей икры. Она самая дешевая, но при этом и наиболее питательная из всех видов.
***