Награда патриарха. Юрий Соломин получил первую в жизни театральную премию
В понедельник на сцене Театра имени Моссовета вручалась театральная премия «Чайка». Церемония как обычно шла в развеселом капустническом духе. На гостей надевали гирлянды и демонстрировали ряды статуэток-наград. Больше всех «Чаек» в этот раз улетело в направлении Марьиной рощи за сатириконовский спектакль «Король Лир» в постановке Юрия Бутусова. Константин Райкин не скрывал радости и публично обругал всех «проклятых критиков» своего замечательного спектакля.
Организаторы «Чайки» порадовали Соломина. Фото: ИТАР-ТАСС. АЛЕКСАНДР КУРОВ |
«Ослепительный миг», «Господин оформитель», «Некоторые любят погорячее», «Злодей» – номинации московской театральной премии «Чайка» можно счесть вполне легкомысленными. «Господином оформителем» называют вполне традиционную премию за лучшую сценографию года, и в этот раз ее заслуженно получил Сергей Бархин, великолепно оформивший «Нелепую поэмку» в МТЮЗе. Премию «Ослепительный миг» вручили Алексею Трибунцеву за роль в «Короле Лире». Премию «Некоторые любят погорячее» за самую откровенную сексуальную сцену вручили его коллегам по спектаклю Агриппине Стекловой и Максиму Аверину. В номинации «Злодей» (имеется в виду не злодейство по отношению к зрителям, а всего-навсего лучшая отрицательная роль) также награжден Максим Аверин. Вообще в этот раз «Чайка» продемонстрировала, что она птичка стайная, и косяком полетела по направлению к «Сатирикону». Очень довольный Константин Райкин не преминул обозвать «проклятыми» всех театральных критиков, не оценивших сатириконовский шедевр, который так нравится народу и устроителям «Чайки».
Главным конкурентом «Сатирикона» выступил МТЮЗ, где, кроме Сергея Бархина за «Нелепую поэмку», были награждены режиссер-постановщик Кама Гинкас и актер Игорь Ясулович, замечательно сыгравший Великого инквизитора. Кроме того, МТЮЗ получил «Чайку» в номинации «Pret-a-porter» за оформление спектакля «Зеленая птичка».
«Главным героем» уходящего года признали Кирилла Пирогова («Носорог», театр «Мастерская Петра Фоменко»), а «самой обольстительной» женщиной – его партнершу в спектакле Наталью Вдовину. Спорить, кто «героичнее» и кто «обаятельнее», явно не имеет смысла. Хотя Мадлен Джабраилова в уходящем году не только обольстительно сыграла главную женскую роль в спектакле «Самое важное» («Мастерская П. Фоменко»), но и великолепно станцевала на церемонии рок-н-ролл. Это было лучшим номером довольно скучной программы.
Ведущие объявляли лауреатов с таким фальшивым удивлением («сейчас посмотрим, кто же у нас получил этот приз!»), что любому было понятно, что буквально никто-никто не догадывается, чью фамилию сейчас назовут. На самом же деле все лауреаты пришли в Театр Моссовета, твердо зная, что их ожидает. Справедливости ради надо сказать, что и число имен в каждой номинации не превышало трех, так что процент угадывания был довольно высоким. А в некоторых номинациях люди соревновались сами с собой (как Галина Устиненко в «Умелых руках»). Подавляющее большинство собравшихся поэтому представляли сами лауреаты, а также их друзья и коллеги.
При поддержке Романа Виктюка Константин Райкин обрушился на критиков с критикой. Фото: ИТАР-ТАСС. АЛЕКСАНДР КУРОВ |
Приз за лучшую мужскую улыбку достался обаяшке Евгению Редько (спектакль «Самоубийца» в РАМТе), а приз за лучшую женскую улыбку получил… не менее обаятельный, но, видимо, более женственный Михаил Трухин (спектакль «Примадонны»). «Прорывом года» названо исполнение Дашей Мороз роли жены дезертира в «Живи и помни» (МХТ).
Самая престижная премия – «Патриарх» – была вручена Юрию Соломину. Прославленный руководитель Малого театра, получая свою статуэтку, сообщил собравшимся, что ему особенно приятно получить эту премию, поскольку за долгие годы работы в театре она – первая. Сделать счастливым такого артиста, как Юрий Соломин, – достойная задача для самой «несерьезной» из столичных театральных премий.
***